Клиентам

Партнерам

 

«Вызвать интерес инвесторов к нашему региону было непросто»

Актуальная тема — гость номера Омская область в отличие от многих других сибирских регионов не относится к территориям, располагающим уникальными природными богатствами. Тем не менее это не мешает ей занимать одно из лидирующих мест в экономическом развитии среди территорий, входящих в состав Сибирского федерального округа. Об особенностях инвестиционного процесса в Омской области и технологиях привлечения средств в различные сферы экономики области шеф-редактору группы изданий «» МИХАИЛУ СТОЛЯРОВУ рассказал губернатор Омской области ЛЕОНИД ПОЛЕЖАЕВ. — Леонид Константинович, чем запомнился 2007 год в плане социально-экономического развития территории? — В 2007 году нам удалось сделать все из того, что предусматривалось планом действия правительства Омской области на 2007 год. Абсолютно все. По всем показателям социально-экономического развития, социальной политики, роста отдельных секторов экономики. Безусловно, были моменты, когда можно было принять какие-то более эффективные решения, но они не играют решающей роли для общего фона управления. Мы полностью выполнили все свои обязательства, и это говорит о том, что все управленческие решения, принятые в разработку, были реальными, а не надуманными. Они были реальны и выполнимы, а значит, мы не обманули людей. — Внешние инвестиции в Омской области в этом году превысят $1,1 млрд. Нет ли парадокса, что после перерегистрации крупнейшего налогоплательщика — компании «Сибнефть» — ее место так стремятся занять другие компании? — Это действительно многих удивляет. Казалось бы, при уходе такого крупного налогоплательщика, как «Сибнефть», область обречена. А получается наоборот. Приток инвестиций не уменьшился, собираемость налогов возросла. При этом доля компенсации выпадающих доходов после ухода «Сибнефти» невелика. В этом году она составила всего порядка 2,5 млрд рублей. Дело в том, что мы никогда не рассматривали «Сибнефть» как регионообразующую компанию, благодаря которой можно было выстраивать политику социально-экономического развития всего региона. Я все равно считал, что эта компания по разным обстоятельствам может быть выведена из числа налогоплательщиков Омской области. Напомню, что еще до присоединения «Сибнефти» к «Газпрому» была попытка объединения этой компании с ЮКОСом. Такой сценарий, наверное, нанес бы еще более жесткий удар по бюджету области, нежели приобретение «Сибнефти» «Газпромом» с частичной компенсацией выпадающих доходов из федерального бюджета. Эпизод попытки слияния «Сибнефти» с ЮКОСом дал нам повод задуматься о влиянии возможной трансформации «Сибнефти», позволил понять, что на эту компанию как на регионообразующую бюджету области рассчитывать нельзя. Хорошо, когда такая компания сегодня есть. Еще лучше, если она будет завтра. Но нам нужно развивать все секторы экономики, заниматься организацией тех процессов, которые способствуют привлечению инвестиций, строительству новых предприятий. Уход «Сибнефти» стал заметной, но не фатальной потерей для области. Может быть, даже то обстоятельство, что мы «соскочили с этой иглы», дало мощнейший толчок активной экономической, организационной деятельности, всему омскому правительству. Каждый год мы вводим в строй как минимум по два крупных предприятия. В этом году в строй вступил крупнейший (и не только для Сибири) завод по производству колесных пар. Компания «Тройка Диалог» ввела уникальнейшее производство по деревопереработке лиственных пород. — У частных инвесторов, вкладывающих средства в ту или иную отрасль, есть свои собственные интересы. В то же время существует стратегия социально-экономического развития территории. Как сочетаются инвестиционные планы частных инвесторов со стратегией развития региона в целом? — Поиск инвестиционных проектов, в которых нуждается область, ведем мы сами. Инициатива всегда исходит со стороны правительства Омской области. Не помню случая, чтобы приехал инвестор и сам предложил куда-то вложить деньги. Может быть, где-то так и происходит, но Омская область — не тот регион, который богат природными ресурсами, нефтью, газом, драгоценными металлами. Это не Красноярский край, не Томская область, не Кузбасс. Вызвать интерес инвесторов к нашему региону было непросто. Поэтому мы все время вели интенсивный поиск, начиная с 1990-х годов активно занимались внешнеэкономической деятельностью. Сейчас, думаю, это дает свои плоды. У нас хорошая кредитная история, сейчас нет проблем вести переговоры с любым инвестором. Очень большую роль играют в инвестиционном процессе обязательность и стабильность, которые составляют неплохую репутацию области. Но я бы особенно подчеркнул, что это результат большой и системной работы, за один год такое сделать нельзя. — Омская область, и вы уже сказали об этом, очень активно участвует в реализации приоритетных национальных проектов. Особенно заметны успехи в жилищном строительстве. Благодаря чему удается выполнять эту программу? — Исключительно благодаря тому, что схожие с национальными проектами самостоятельные региональные программы были начаты в Омской области не в 2006 году, а гораздо раньше. Региональная программа развития строительного комплекса и жилищного строительства, программа ипотечного кредитования, программа развития инженерной инфраструктуры городов Омской области — все они берут старт с начала 2000-х годов. Так как мы раньше, чем другие территории, разработали и начали выполнять эти программы, то мы более органично вошли в национальные программы, особенно по жилищному строительству. Нам не надо было нарабатывать нормативной базы, не нужно было в спешке хвататься за разработку генпланов. Все они были созданы заранее. В жилищном строительстве мы всегда отдавали первенство системе комплексной жилищной застройки. Мы не строим одиночные объекты, мы возводим крупные жилищные массивы, не менее 500 тыс. кв. метров. И это относится не только к областному центру, в сельских муниципальных образованиях существует такая же практика — строить квартал или микрорайон. При такой застройке унифицируется система строительства, дешевле обходятся коммуникации. Благодаря этому снижается стоимость квадратного метра жилья. Если посмотреть статистику, то стоимость квадратного метра жилья в Омской области дешевле всех в Сибирском федеральном округе. Более дешевый квадратный метр дает в свою очередь более широкий доступ к жилью людям со средним достатком. В 2007 году в Омской области на покупку жилья было привлечено около 9 млрд рублей кредитных ресурсов, что в два раза больше, чем в 2006 году. Высокую эффективность показывает государственная ипотека, которая определяется вложением бюджетных средств и работает только на бюджетную сферу. Мы предоставляем большие преференции и даем возможности приобретения жилья, включая нулевой процент кредита, для бюджетников, большой срок возврата этого кредита — от 15 до 25 лет, досрочное гашение кредита при рождении второго и третьего ребенка. Ведется активная поддержка индивидуального жилищного строительства в части создания инфраструктуры — газ, вода, электроэнергия, дороги. Вот и все секреты. Других нет. — Как велики федеральные инвестиции в рамках национального проекта «Комфортное и доступное жилье» и насколько значительна их роль в строительном комплексе? — Механизм федерального софинансирования развития инженерной инфраструктуры на практике начал работать только в этом году. Если оценивать все источники финансирования жилищного строительства, то в 2007 году (по итогам 10 месяцев) около 12 млрд рублей — это собственные средства, инвестиции, банковские кредиты, 3,5 млрд рублей — вклад бюджета, примерно 300 млн рублей составляют федеральные средства в рамках национального проекта. — То есть роль Федерации довольно скромная по сравнению с собственными источниками финансирования… — Действительно, они значительно меньше в абсолютных цифрах, чем инвестиции, которые поступают по линии коммерческих кредитов, инвестиционных соглашений и областных бюджетных средств. Но тем не менее федеральная поддержка имеет очень большое значение. Речь идет даже не о суммах. Дело в идеологии, в том, что правительство обозначило жилищное строительство как национальную программу, участвовать в выполнении которой должны все — и федеральный, и местные бюджеты. Потому что поднять эту сферу, особенно в части обустройства инженерной инфраструктурой, без серьезной государственной поддержки просто невозможно. То, что такое понимание появилось и оно выпукло обозначено, говорит о многом. — Не возникает ли в Омской области ситуации, когда быстрые темпы роста жилищного строительства сталкиваются с проблемой отставания мощностей строительной индустрии? — Для Омской области вопрос развития промышленности стройматериалов стоит даже острее, чем для любого Сибирского региона. Потому что Омская область вообще не имеет собственных источников производства стройматериалов. Кроме песка и глины, в Омской области больше ничего нет. Все остальное мы везем из-за пределов области. Щебень — из Казахстана и с Урала, цемент — из Новосибирска, Кемерова, Поволжья, Китая, металл — с Урала и из Казахстана. Вся омская стройиндустрия базируется на привозном сырье, что, естественно, влияет и на стоимость продукции. И если я говорю о том, что в Омской области сегодня самый дешевый квадратный метр жилья, то можно понять, какие усилия мы для этого вынуждены прилагать, чтобы рост стоимости жилья не был опережающим. Эту проблему мы оценили не сегодня и не вчера. Начав заниматься еще в 1999 году разработкой региональных программ, о которых я уже сказал, мы в первую очередь большое внимание уделили развитию собственной базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов. Мы восстановили все заводы крупного панельного домостроения. И не только восстановили, но увеличили их производство. Из 800 тыс. кв. метров жилья, которое будет построено в Омске в этом году, примерно 300 тыс. кв. метров приходится на долю заводов крупного панельного домостроения. Мы построили несколько крупных кирпичных заводов, предприятия по производству строительного оборудования для жилищного строительства. По сути дела, создали новую промышленность, которой не было в Омской области. В 2008 году приступим к строительству цементного завода мощностью 1 млн тонн. Построим его максимум за полтора года, и к 2009 году он войдет в строй. Начато строительство стекольного производства. Если страна или регион планируют наращивать темпы жилищного строительства, то без роста производственной базы жилищного строительства, стройиндустрии этого не получится. Мы подошли к пределу тех мощностей, которые у нас были, и будем топтаться возле этих показателей, если не сможем резко нарастить производство строительных материалов. — Насколько значимы государственные инвестиции для реализации другого национального проекта — развития АПК? — Там пропорция инвестиций несколько другая. Если в сфере жилищного строительства и стройиндустрии активно участвует и отечественный, и зарубежный бизнес, то сельское хозяйство остается «внутренней» площадкой. Это требует увеличения размеров льготного кредитования для предприятий АПК, способного сделать возможным техническое перевооружение этого сектора экономики. Здесь доля государства, конечно, играет более существенную роль, чем в жилищном строительстве. — Как бы вы охарактеризовали положение дел среди омских предприятий оборонно-промышленного комплекса? — Вхождение региональных предприятий ВПК в федеральные холдинги стало единственным выходом из положения. Считаю, что, инициировав включение всех без исключения омских предприятий в общероссийские холдинги, мы тем самым спасли их. Оборонные предприятия всегда работали в отраслевых министерствах. Это не те компании, которые могли бы действовать в самостоятельном режиме сколько-нибудь эффективно. Не могу представить, например, аэрокосмическое объединение «Полет», работающее автономно. Потому что оно нуждается в тысячах смежников и должно действовать в рамках единой стратегической политики. В этом году вышло восемь указов президента РФ о включении омских предприятий в российские оборонные холдинги. Последний из них — о включении в российский холдинг по производству автобронетанковой техники Омского завода транспортного машиностроения как центра по ремонту и модернизации бронетанковой техники. Это последний завод, который находился в неопределенном состоянии и испытывал большие трудности. Таким образом, закончилась и его эпопея — внешнее управление прекращено, государство выделило кредит на гашение долга, который был у «Омсктрансмаша». Другие предприятия ОПК уже нашли свое место в этих холдингах и выходят на серьезный режим работы, выполнения заказов. Трудно поверить, но уже в этом году они получат прибыль. — Энергетика и ЖХК также относятся к отраслям, нуждающимся в привлечении крупных средств для обновления отрасли. Возможны ли частные инвестиции в эту отрасль, которая очень серьезно нуждается в средствах? — Безусловно, мы рассматриваем возможности привлечения средств в эту отрасль, тем более что проблема нехватки энергетических мощностей ощущается уже сейчас. Но, как это ни странно, самая рыночная структура во главе с самым главным идеологом рыночной экономики привлекла инвестиций в энергетику меньше, чем привлечено в любой другой сектор экономики. Думаю, что и вы не приведете примеры многомиллиардных инвестиций в российскую энергетику. У идеологов рыночной экономики и реформ почему-то этого не получается. Парадокс. Те структурные изменения в энергетике, которые произошли, я не считаю реформами. Так, Омская область испытывает дефицит мощностей более 300 Мвт. Только сейчас мы вышли на финишную прямую в решении вопроса строительства дополнительных генерирующих мощностей. Однако это совпало с окончательным дроблением энергосистемы, и сейчас, честно говоря, даже непонятно, с кем вести переговоры. РАО ЕЭС заканчивает свою деятельность. Предприятие, в управлении которого находятся генерирующие мощности Омской области, также разводит руками. Опасаюсь, что не только для Сибири, но и в целом для российской энергетики существует много проблем, которые проявят себя рано или поздно. — И в заключение встречи: что вы ожидаете от 2008 года? — Что касается 2008 года, то, честно говоря, я его уже прожил. 2008 год абсолютно точно изложен в плане действий правительства Омской области. Я точно знаю, что будет и что с каким показателем закончится. Естественно, предусматриваем и риски, которые могут возникнуть, и просчитываем нашу реакцию на них. Уверен, что Омская область полностью выдержит тот режим роста, который сохранялся на протяжении последних семи лет.