Клиентам

Партнерам

 

«Карачинский источник» переименовал президента России

Точка зрения ЛЕОНИД ГОРБЕНКО, PR-консультант — Кризис корректирует рынок бизнес-пиара. Все меньше желающих отчитываться перед общественностью об успехах предприятия на обширных газетных полосах, проходит мода на «заказуху». Собственно, общие слова, сформулированные непонятно для какой аудитории и сказанные в воздух, в среде профессионалов никогда не считались хорошим тоном. Просто теперь за них еще и платить не хотят. В утиль сдается такой жанр, как публичные челобитные большому начальству, особенно востребованные в девяностых, когда считалось, что на власть можно давить, имитируя общественное мнение. Пиарщики любили «впаривать» клиентам с проблемами пакет «Открытое письмо с опциями»: пафосное обращение трудового коллектива к президенту (премьер-министру, генпрокурору) с призывом защитить от рейдеров (налоговиков, коррупционеров, олигархов). Всегда включали коэффициент за наезд на оппонента. Хорошо раздувало бюджет и экономило творческие силы тиражирование письма и статей по его мотивам на других площадках. Отдельные строчки в прайсах занимали организация депутатского запроса по фактам, изложенным в письме, и включение письма в обзоры прессы для большого начальства… Опций придумали много. Из Новосибирской области открытые письма высшим инстанциям тоже слали. Глава крупного производства популярной минеральной воды Владимир Хританков, погрязший в конфликте с акционерами, по одному в год выдает. В 2007-м в самый пик думской кампании бабахнул из этого устаревшего орудия по страницам федеральных «Известий». Там на правах рекламы было опубликовано письмо коллектива «Карачинского источника» В. Путину с требованием защитить собственность бизнесмена. Момент был неподходящий: в публикации усмотрели политический подтекст. В итоге пресса обвинила инициатора письма в подыгрывании радикальной антипутинской оппозиции и в том, что подписи коллектива собирали на чистых листах. Прошел год. Хританков проиграл в судах лицензии на добычу минеральной воды и недвижимость предприятия, которую суд квалифицировал как самострой на земельном участке, принадлежащем другим акционерам. И появилось новое открытое письмо, еще лучше иллюстрирующее рискованность, затратность, неуклюжесть и вообще бесполезность этого инструмента. Судя по публикациям в прессе, работу выполняло некое московское агентство. Особенно не напрягаясь, его креативщики, видимо, достали из мусорной корзины старую заготовку с жалобами на лживую прессу, продажные суды, жадность рейдеров и пр., немного прошлись перышком, поменяли адресата — Путина на Медведева. Да и то криво поменяли: новому президенту дали инициалы Д. М. (в «Независимой газете» опять же на правах рекламы так и опубликовано). Дальше — еще веселее: письмо появляется на сайте «Компромат.Ру», но уже не то самое письмо, а его новая редакция. Внимание, вопрос: а коллектив под каким текстом подписи ставил? И что — никто из трех сотен якобы подписантов не заметил ошибку в инициалах президента? Или правду пишут, что чистые листы подписывали? Все это, а также отчаянность пафоса, дает основания думать, что выстрел из этой пиар-пушки мог быть последним. Кризис заставляет от бесполезного старья избавляться, а деньги сохранять для производства или для своевременной зарплаты.