Клиентам

Партнерам

 

«Надоело смотреть на хамство и некомпетентность»

Имя председателя Законодательного собрания Красноярского края Александра Усса в последнее время не сходит со страниц краевой и даже федеральной прессы. Красноярскому спикеру приписывают самые разные заявления и инициативы. Сам господин Усс о многих из них узнает «из вечерних новостей». Что реально АЛЕКСАНДР УСС думает о сложившейся в крае ситуации, выяснил корреспондент «Континента Сибирь» МИХАИЛ МИШКИН.
 

- Александр Викторович, как вы можете охарактеризовать основные итоги работы Законодательного собрания за четыре года?

- Главный политический итог для меня как председателя Законодательного собрания заключается в том, что ЗС стало сплоченным представительным органом. Весь период работы мы действовали как единая и нигде не зарегистрированная партия - «партия красноярцев». Не последнюю роль в этом сыграла и исполнительная власть - выступая ее оппонентом, Законодательное Собрание просто вынуждено было сплотиться. Дать оценку всей нашей работе в рамках одного интервью вряд ли возможно. Поэтому ограничусь несколькими показательными примерами.

Реформирована система организации краевой власти. Мы приняли новую редакцию Устава края, приведя его в соответствие с федеральными стандартами. К изменениям нас давно подталкивала и ситуация в краевой администрации. За три года сменилось около сорока заместителей губернатора и восемь начальников финуправления. Большая часть из них имела весьма смутное представление о том, что такое Красноярский край. Именно поэтому пришлось ввести в устав пункт о необходимости согласования с депутатами кандидатур двух первых вице-губернаторов, а также руководителей финуправления и комитета по управлению госимуществом.

Активно реформируется местное самоуправление. В частности, мы приступили к созданию так называемых единых муниципальных образований - когда объединяются все органы самоуправления в пределах района.

Одним из приоритетных участков работы все эти годы, разумеется, был бюджет. Еще недавно край жил довольно безбедно в силу того, что 80% всех поступлений в казну дают экспортноориентированные предприятия. Но уже этот год показал: малейшие колебания цен на мировых рынках ставят нас в очень тяжелое положение. Так, сейчас заканчивается девятый месяц года, а бюджет исполнен только на 47%. Работали и будем работать над этой проблемой.

Принимались законы, не имеющие аналогов в других регионах. И первым здесь следует назвать закон, позволяющий депутатам согласовывать представителей края в акционерных обществах с краевой долей собственности. Кадровая чехарда, которая была и есть в администрации, очень негативно сказывалась на их работе. Это приводило и к финансовым потерям, и к умышленному банкротству, и к уводу собственности из края. Наша инициатива встретила категорическое неприятие губернатора, и мы даже вынуждены были дойти до Верховного суда, который подтвердил нашу правоту.

Такая же ситуация с Региональной энергетической комиссией. Несколько лет мы пытались объективно посмотреть на проблему энерготарифов. Мы готовы поддерживать энергетиков. Но только тогда, когда у нас будет уверенность, что тарифы экономически обоснованны и деньги потребителей идут на развитие энергосистемы, а не на покупку «Мерседесов» для руководства. Но у нас сложилась не самая лучшая практика: последнее время чиновники, возглавлявшие РЭК, были представителями не столько губернатора, сколько гендиректора «Красноярскэнерго». Потеряв всякую надежду на взаимопонимание, мы просто вынуждены были принять закон, которым устанавливается, что половина состава РЭК назначается Законодательным собранием, а председатель комиссии, по представлению губернатора, утверждается депутатами. Естественно, как и во всех подобных вопросах, на закон было наложено вето, и так же естественно оно было преодолено ЗС.

- Говоря не о количестве, а о качестве работы депутатов - насколько быстро и успешно завершился в крае процесс унификации регионального законодательства с федеральным? И нет ли сейчас особых проблем в связи с какими-то инициативами из Москвы?

- В этой части не было и нет особых проблем. Да, мы получили ряд протестов прокурора и судебных исков в свой адрес. Но все это лишь «технические» замечания из серии «слово было написано не так». Каких-либо серьезных коллизий не было.

- На прошлой неделе был подписан указ о третьем по счету составе президиума Госсовета. Этот состав единогласно называют самым «бесцветным». Не означает ли это, что Владимир Путин, разочаровавшись в данном органе, решил свести дело к его формальному наличию? Кстати, губернатор Александр Лебедь, несмотря на свою федеральную известность, в состав президиума попасть никак не может.

- Что касается Лебедя - это, я считаю, дело времени и очереди, а не личности. Всех ведь в Госсовет сразу не включишь. Что же до самого Госсовета, то его нужно рассматривать как своего рода «суррогат» Совета федерации. У последнего, упрощенно говоря, две основные функции - «отдела контроля» над законотворчеством Думы и «клуба региональных руководителей». Вот последнюю функцию и перенесли в Госсовет. И значение этой работы нельзя приуменьшать. Но я считаю, что в отрыве от первой функции она выглядит несколько искусственно. Поэтому большой пользы пока не видно.

- И все-таки, не свидетельствует ли факт, что губернатора края столь открыто игнорируют в Москве при решении и даже обсуждении различных вопросов, о том, что Александр Иванович стал в столице «изгоем»? Об этом говорят очень многие.

- Не стоит придавать особого значения слухам. Я считаю, что все должностные лица, в том числе и президент, не должны руководствоваться при принятии политических решений личными симпатиями и антипатиями. Однако нельзя не заметить, что за последние годы - именно с момента прихода Лебедя к власти - в Москве изменилось отношение к краю в целом. И изменилось в худшую сторону. Прежде всего - в связи с личными особенностями Александра Ивановича. Он привык делать резкие заявления, к сожалению, мало подкрепляемые конкретной работой. Последний пример с открытым оскорблением окружного прокурора это наглядно демонстрирует. Такие вещи не добавляют теплоты в отношениях. После этого можно даже не вспоминать о предложении Лебедя награждать чеченских боевиков российскими наградами и прочие экзотические вещи.

- Уже началась кампания по выборам в Законодательное собрание. Как вы, ее непосредственный участник, оцениваете расстановку сил в крае на сегодняшний момент?

- У нас довольно традиционный расклад «игроков». Но их политическое позиционирование смягчено обозначившимся патриотическим подъемом. Безусловно, в крае существует размежевание сил. Борьба между сторонниками Александра Лебедя и его оппонентами будет очень жесткая, она во многом предварит и выборы губернатора. Нельзя забывать и об интересах крупных финансово-промышленных групп, которые, с моей точки зрения, стремятся уйти от поддержки губернатора и от борьбы с ним, опираясь на другие силы. В результате создаются такие альянсы, которые вызывают по меньшей мере удивление. Последний такой пример: сотрудничество СПС и красноярских коммунистов.

Исполнительная власть, конечно, пойдет на выборы. У Лебедя есть определенные обязательства и перед «Союзом красноярцев», и перед движением «Честь и Родина». Несомненно, исполнительная власть будет стараться «назначать победителей» в тех одномандатных округах, где есть возможность использовать административный ресурс, что уже становится новой «демократической» традицией. А методы могут быть разные: это и подконтрольные СМИ, и действия, граничащие с подкупом избирателей, и влияние на работу избирательных комиссий.

- Говорят, вы возглавите на этих выборах блок «Наши». Чем обусловлен ваш выбор партнеров по коалиции?

- Надеюсь, что блок «Наши» состоится. Сразу должен сказать, что «вождей» в нем не будет, все его участники - равноправные партнеры, имеющие общие позиции по ключевым вопросам жизни края. Все мои соратники - это люди, способные на поступок. Нам надоело смотреть на хамство и некомпетентность, которые стали характерной приметой краевой исполнительной власти. Мы готовы пойти до конца.

Михаил МИШКИН