маркетинговые и социальные исследования |
КлиентамПартнерам
|
«КСК» на Оби. Новый фарватерЕсли в России с ее необъятными просторами горизонтальные транспортные магистрали - Транссиб, автодороги - приходилось строить, то вертикальные - реки - существовали испокон веков и работали безотказно. На великих реках, в том числе сибирских, во многом и держалась экономика страныНо с приходом рынка резкое сокращение грузоперевозок ощутимее, чем по другим видам транспорта, ударило именно по речному транспорту. Проблем на реке хоть отбавляй. Почему же Ассоциация «КСК» обратила свое внимание на Обь-Иртышский бассейн? Тем более тогда, когда признаки оживления экономики северных регионов Обского бассейна только намечались? Стартовая идея председателя правления Ассоциации Сергея Клинкова основывалась, скорее, на предпринимательской интуиции, чем на экономическом расчете. К началу 2000 года интуитивные ощущения и гипотезы вызрели в цельный, широкомасштабный бизнес-проект. Идея начала трансформироваться в некий бизнес-процесс, о первых результатах реализации которого уже можно говорить. Река и рынок Основан этот проект на двух бесспорных тезисах. Первый: сама по себе река Обь является крупной товаропроводящей системой, способной обеспечить север Западной Сибири необходимыми объемами грузов. Промышленный подъем в России, который начался в топливно-сырьевых отраслях, не мог не затронуть и смежные отрасли, и прежде всего транспорт. В нынешнем году речники Оби это почувствовали вполне определенно. И Новосибирский речной порт, и в целом Западно-Сибирское речное пароходство в 2000 году значительно нарастили объемы перевозок, существенно улучшив свои экономические показатели. Можно предполагать, что востребованность услуг речников и предприятий околоречной инфраструктуры будет возрастать и в ближайшем будущем. Объективные причины таковы. Это прежде всего естественный рост экономики, начавшийся после дефолта. Добавьте к этому завершение процесса перераспределения собственности в нефтегазоносном регионе Западной Сибири и рост мировых цен на нефть. Чтобы строить, бурить новые скважины, прокладывать дороги, возводить жилые дома и производственные здания, в больших количествах необходим кирпич, железобетон, металлоконструкции, шлак, щебень, песок: и притом в колоссальных объемах. - Чтобы обеспечить подъем речной отрасли, необходимо существенно изменить концепцию речного бизнеса, - так формулирует Александр Чикунов, руководитель дирекции инвестиционного развития Ассоциации «КСК», второй тезис, лежащий в основе проекта, - основные фонды стоят мало. Дорого стоит лишь хорошо управляемая, ориентированная на клиента компания. Вот такими мы и хотим видеть речные предприятия, в которых становимся акционерами. Другими словами, ставится вполне определенная цель - получить прибыль (что естественно для любого бизнеса), обеспечив доставку самого широкого ассортимента грузов в нужном объеме, направлении и в необходимый срок. Для этого планируется повысить эффективность управления теми громадными активами, которые имеются у речных предприятий Обь-Иртышского бассейна. Чтобы понять, как именно, придется вникнуть в некоторые основы менеджмента. Стихия и план Когда-то нас убеждали в стихийной регулируемости рынка. На самом деле, если рынок цивилизованный, то наличие непредсказуемых процессов не исключает плановости и регулирования, сводящих к минимуму рыночные риски. И крупная по масштабам структура, к примеру, холдинг, имеет для этого гораздо большие возможности. Сегодня многие нефтяные, газовые и строительные компании имеют среднесрочные (на три-пять лет) планы развития. Они могут с достаточной точностью сказать, какие потребуются им в следующем году объемы строительных материалов и прочей продукции. Легко вычислить потребности стройиндустрии в песке и гравии, железобетоне - требуемые мощности для их производства. Исходя из этих цифр, компании-производители и поставщики продукции могут определить необходимые объемы производства и поставок. А транспортники, те же речники, смогут сверстать свои программы, рассчитав необходимое количество флота и перегрузочной техники. Выгоды такого вертикального планирования вполне очевидны. Снижаются риски, снижается себестоимость. Зная, сколько и какого груза нужно запасать в межнавигационный период, можно предположить, какие для этого понадобятся кредиты банков. Под такие просчитанные программы, когда известна востребованность произведенной продукции, гораздо легче подтянуть инвестиции, кредиты. Более того, с ростом рентабельности растет и стоимость самих активов предприятий, их инвестиционная привлекательность. «КСК» и другие Кто же будет заниматься созданием огромного информационного поля, координацией и сведением воедино прогнозов и планов, результатов работы десятков, а может, и сотен предприятий разных отраслей, работающих в единой транспортно-технологической цепочке - от производителя продукции до заказчика? Вопрос резонный. В России таких структур нет. После упразднения неповоротливого Госплана их нет даже в правительстве. Эти функции под силу лишь компании, которую на Западе называют «оболочечной» (другой подходящий термин - «логистическая»). Выполнить такую планово-маркетинговую функцию, связав воедино потребителей, поставщиков и речников, призвана созданная Ассоциацией «Речная торгово-транспортная компания «Обь». Именно для реализации этой программы, получения достоверной информации о планах и деятельности предприятий речного комплекса, координации управления ими Ассоциация «КСК» стала акционером целого ряда предприятий, входящих в единую транспортно-технологическую цепочку. Причем не портфельным инвестором, а акционером активным, участвующим в управлении обществом и реализующим конкретные планы развития компании. Сегодня она обладает контрольным пакетом ОАО «Новосибирский речной порт», крупными пакетами ОАО «Западно-Сибирское речное пароходство» и единственного в Сибири судостроительного завода ОАО «Самусьский судостроительный и судоремонтный завод». Домыслы и факты «С июня, когда мы стали реально участвовать в управлении Новосибирским речным портом, - продолжает Александр Чикунов, - нам пришлось на деле показывать взвешенность наших подходов и серьезность наших намерений. Показывать как рядовым акционерам и работникам, так и органам власти - в регионах и в правительстве». По итогам нынешней навигации в Новосибирском речном порту доходы, в сравнении с 1999 годом, выросли почти в два раза. Но самое главное, что уже с лета началась подготовка к навигации-2001. Речная торгово-транспортная компания «Обь» подготовила и реализует программу накопления грузов (щебень, шлак в объеме около одного миллиона тонн) для последующей их доставки северным клиентам. Ежесуточно порт принимает 25-30 вагонов щебня и шлака - такого здесь давно не бывало. Всего предполагается накопить 300 тысяч тонн инертных строительных материалов. Плюс к тому такой же объем планируется переработать и за время навигации. Будет добыто полтора миллиона тонн песка, против почти миллиона в нынешнем году. Все это позволит порту получить доход больше, чем в 2000-м - порядка 130 миллионов рублей. Мощности Новосибирского речного порта в 2001 году будут загружены на все 100 процентов - и берег, и флот. Для выполнения поставленных задач планируется привлечение флота Западно-Сибирского речного пароходства, что может дать ему доход порядка 100-150 миллионов рублей. «Кроме этого, - отметил Александр Чикунов, - мы будем участвовать в поставке товаров на север из Уральского региона и привлекать к участию в программе флот Обь-Иртышского пароходства. Безусловно, выиграют при реализации проекта и бюджеты регионов, входящих в Обь-Иртышский бассейн. Проект был согласован и получил поддержку на областном, региональном и федеральном уровнях - в том числе в Министерстве транспорта, государственном комитете по управлению имуществом. (Государство до сих пор остается крупным собственником предприятий речного транспорта). Открытый бизнес - прибыльный бизнес «Чтобы создать новое качество речного бизнеса в Обь-Иртышском бассейне, необходима прозрачность предприятий, - убежден Александр Чикунов. - Мы намерены не только вкладывать собственные средства, но и активно привлекать сторонние инвестиции - в реконструкцию речного вокзала, в переоборудование флота, в речную связь и модернизацию судов. Но вкладывать средства можно только в те предприятия, которые являются открытыми и прозрачными для инвесторов. И поэтому открытость - принципиальная позиция руководства Ассоциации». В программе кредитования, которая предварительно оценивается в сумму порядка 100 миллионов рублей, приняли участие многие региональные и московские кредитно-финансовые учреждения. Программа, на которой мы так подробно остановились, - лишь одна из целого ряда «речных» программ. Другие касаются развития пассажирских перевозок, речного туризма и в целом отдыха - как на реке, так и возле реки. Интересна для города и горожан программа реконструкции Новосибирского речного вокзала и прилегающей к нему территории набережной, уже получившая одобрение Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии и администрации Октябрьского района. На базе здания речного вокзала и набережной планируется создание культурно-развлекательного комплекса на уровне, соответствующем европейским стандартам. В недалеком будущем здесь раскинется современный архитектурно-парковый ансамбль с фонтанами и искусственными водоемами, зонами как тихого, так и активного отдыха. Теннисные корты, площадки для минигольфа, стритбола, роллердром, скейтпарк, автодром, всевозможные аттракционы и карусели - это лишь часть планируемых новшеств. Культурно-развлекательный комплекс будет работать круглый год. Совсем скоро, уже этой зимой, на Речном вокзале засияет огнями новогодняя елка, появятся снежный городок с ледяными горками, крепостью, катанием на русских тройках, освещенная лыжня и каток, кафе и шашлычная с блинной. Серьезные программы касаются судостроения и модернизации грузового и пассажирского флота на базе Самусьского судостроительного и судоремонтного завода, развития ремонтной базы, вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых и новых ресурсов - таких, как лес-топляк, рыба, газоконденсат. Все они заслуживают отдельного разговора. Путь, выбранный «КСК», нетипичен. Слишком много ресурсов - и материальных, и финансовых, и интеллектуальных, и физических - необходимо мобилизовать для его реализации, слишком много вложить, чтобы получить отдачу. Но сегодня в России, по-видимому, он единственно возможен для тех, кто ставит перед собой реальную цель, - развитие отечественной экономики. Есть ли ему альтернатива? Виктор ПЯТИБРАТОВ, «» |
2008-2023 © Исследовательская компания PreVIEW, +7 (383) 211-96-35, Новосибирск, ул. Ядринцевская 54
SEO продвижение сайтов разработка сайта Новосибирск – Студия ЯЛ |