«Зеленый» для тяжеловесов

ОАО «Российские железные дороги» — крупнейшая транспортная компания, отвечающая за бесперебойность доставки пассажиров и грузов, за четкую работу гигантского по масштабам механизма стальных магистралей России. Только одно из многих его региональных подразделений — Алтайское отделение Западно-Сибирской железной дороги — это тысячи километров путей, десятки станций, мощные локомотивное и вагонное хозяйства. Алтайские железнодорожники вносят свою немалую лепту в развитие экономики нашего региона. Их работа — точнейший барометр экономической «погоды». Если растет объем перевозок, он показывает «ясно«, означая промышленный рост, и наоборот, малый объем перевозок означает застой в экономике. Оценка ее нынешнего состояния и связанные с ней перспективы развития железнодорожных перевозок в крае — тема интервью с начальником Алтайского отделения ЗСЖД АЛЕКСАНДРОМ ФОМИЧЕВЫМ. — Сегодняшнее состояние народного хозяйства Алтайского края, к сожалению, оставляет желать много лучшего. Считанное число предприятий работают ритмично и стабильно, увеличивая объемы производства, остальные едва сводят концы с концами. Для нас это означает малое количество грузов, предъявляемых к перевозке, то есть, наши возможности используются далеко не полностью. К тому же наш крупнейший и надежный партнер — ОАО «Алтай-Кокс» — в последние год-два заметно уменьшил отгрузку кокса. А доля перевозок этой продукции превышает 40% всего объема наших грузоперевозок. И хотя мы верим в будущие перемены к лучшему в экономике, пребывать в пассивном ожидании этих перемен не намерены. — На что же делается ставка в первую очередь? — Наши надежды связаны с транзитными перевозками по Среднесибирскому ходу. Напомню: эта магистраль Артышта-Алтайская-Среднесибирская-Камень-на-Оби-Карасук-Иртышское-Омск длиной около 800 км обеспечивает перевозку грузов из Кузбасса, минуя Новосибирск, через территорию Алтайского края в европейскую часть страны. Тем самым частично освобождается от перевозок кузбасского угля, металла, многих других грузов Транссибирская магистраль на линии Новосибирск-Омск. По ней в соответствии со стратегией руководства Западно-Сибирской железной дороги пойдут преимущественно пассажирские, межобластные и контейнерные поезда, а специализация Среднесибирского хода — грузоперевозки. Они идут и сейчас, но в перспективе должны резко вырасти. От реализации этой стратегии в решающей степени зависит благосостояние нашего многотысячного коллектива и в немалой степени — здоровье экономики края. Ведь чем больше грузов мы перевозим, тем больше средств перечисляем в бюджеты и внебюджетные фонды. Наше отделение, кстати, и сегодня является самым крупным и стабильным налогоплательщиком среди предприятий края. — Какие условия необходимы для реализации этого плана? — Чтобы заслужить право развернуть основной транзитный грузопоток на Среднесибирский ход, мы должны добиться отличного состояния пути. Поэтому наши путейцы уже несколько лет меняют старые деревянные шпалы на гораздо более прочные и долговечные железобетонные, а на них укладывают по современной технологии так называемые бесстыковые рельсовые плети. Такой путь гарантирует безопасность движения составов, в том числе тяжеловесных. Обновление магистрали мы ведем, чтобы не терять времени, даже в зимних условиях. Большое значение придаем и модернизации станционного хозяйства. — Видимо, речь прежде всего о сортировочной станции Алтайская? — Да, это наша крупнейшая станция, сердце отделения, образно говоря. Здесь накапливаются и формируются порожние составы для отправки в Кузбасс и груженые углем и другой продукцией, отправляющиеся в европейскую часть России. Совсем недавно, в конце апреля, в парке «Б» станции был сформирован и отправлен до станции Свердловск первый тяжеловесный состав (9 тыс. тонн). Для сравнения: обычный вес поезда не превышает 6 тыс. 300 тонн. Это важное этапное событие — результат идущей здесь модернизации. Уже удлинен ряд станционных путей, реконструирована станционная горловина в направлении на Кузбасс, установлены три механизированные тормозные позиции, обновлены опорное хозяйство и контактная сеть. Ранее такие стовагонные груженые углем составы формировались только в парке «Г» станции. С начала года отсюда отправлено более 70 тяжеловесных угольных маршрутов. Теперь такие поезда начали отправлять и из парка «Б», что значительно повышает эффективность работы станции. Перспективная задача, которую поставил перед ее коллективом начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Целько, — выйти на уровень, позволяющий формировать 10 тяжеловесных поездов в сутки. С экономической точки зрения их использование, безусловно, выгодно, так как резко повышает производительность локомотивов и требует меньшего числа локомотивных бригад. Экономический эффект от внедрения технологии пропуска тяжеловесных поездов исчисляется десятками миллионов рублей. Дальнейшая модернизация станции предполагает монтаж четвертой тормозной позиции, профилирование сортировочных путей и ряд других работ. В итоге Алтайская станет в полном смысле современной, отлично технически оснащенной станцией с гораздо большей, чем сейчас, перерабатывающей способностью. Это значит, что формирование и отправка составов будут проводиться в максимально короткие сроки. Узким местом отделения остается однопутный мост через Обь в Камне-на-Оби, ограничивающий пропускную способность Средсиба. Для решения этой проблемы в нынешнем году начаты подготовительные работы к сооружению рядом с ним второго мостового перехода через реку, это крупнейший инвестиционный проект всей Западно-Сибирской магистрали. Длина моста вместе с подходами составит около 5 км. С завершением этой стройки резко вырастут транзитные возможности Среднесибирского хода, а значит, и нашего Алтайского отделения. Так что перспективы есть, надо только много и напряженно работать, чтобы воспользоваться ими в полной мере.