Рынок соков и нектаров

Как показывают данные различных исследований 2001-2003 годов, объемы рынка соков и нектаров в целом по России растут в течение последнего времени, но ситуация на рынках отдельных городов складывается по-разному. Исследовательская компания PreVIEW занимается изучением рынка соков и нектаров последние пять лет, что позволяет проанализировать наметившиеся на нем тенденции. Используется метод квартирного опроса, в котором принимает участие население в возрасте от 14 до 60 лет.

Как и в большинстве российских городов, рынок соков и нектаров Новосибирска развивается: объемы рынка растут как в натуральном, так и в стоимостном выражении, но динамика их приростов скачкообразна. Так, в натуральном выражении рынок соков и нектаров резко вырос в 2001 году (на 71%), в то время как в 2002 году объемы рынка увеличились только на 13%, за последний год прирост составил 54%. В стоимостном выражении наибольшие приросты объемов рынка наблюдались в 2000-м и 2001 годах (66% за год), за последний год объем рынка вырос на 60%. Количество покупателей сока и нектаров увеличилось более чем в два раза за последние пять лет. Причем соки и нектары приобретаются в настоящее время различными социальными группами населения города Новосибирска примерно в равном объеме.

Наибольшей популярностью пользуется марка «Моя семья» (ООО «Нидан Экофрукт», г. Новосибирск), в период с 2001-2003 годов показатель известности «top-of-mind» данной марки вырос в три раза и достиг уровня 36% за последний год, остальные марки существенно уступают ей по величине данного показателя (рис. 1). Помимо марки «Моя семья», пятерку лидеров по показателям уровня известности составляют «Чемпион» (в т. ч. «ДА!») (ООО «Нидан Экофрукт», г. Новосибирск), «J7» (ОАО «Вимм-Билль-Данн», г. Москва), «Любимый сад» (ОАО «Вимм-Билль-Данн», г. Москва), «Я» («Лебедянский завод», г. Лебедянь, Липецкая область). Но положение этих марок нестабильно на рынке. Если известность марок «Моя семья», «Любимый сад», «Я» в последнее время растет, то для марок «Чемпион» (в т. ч. «ДА!») и «J7» ситуация противоположная.

Также у небольшой части населения пользуются спросом следующие марки: «Фруктовый сад» («Лебедянский завод», г. Лебедянь, Липецкая область), Rich (ЗАО «Мултон», г. Москва), «Добрый» (ЗАО «Мултон», г. Москва), «Тонус» («Лебедянский завод», г. Лебедянь, Липецкая область). Относительно других марок соков и нектаров можно сказать, что они практически не употребляются жителями Новосибирска.

Новосибирцы покупают в большинстве случаев наиболее известные им марки соков и нектаров, то есть «Моя семья», «Чемпион» (в т. ч. «ДА!»), «J7», «Любимый сад», «Я» (рис. 2). Нужно отметить лидирующие преимущество марки «Моя семья», она опережает другие марки по уровню вовлеченности в покупку в четыре и более раза. В то же время марки «Чемпион» (в т. ч. «ДА!») и «J7» существенно уступили в 2003 году свои позиции на рынке, особенно это касается марки «J7», которая в 1999 году занимала лидирующие позиции на рынке (36% в доле рынка), а в 2003 году ее доля снизилась до 5%.

Соки раз в неделю покупает большая часть покупателей (34%), затем по частоте совершения покупок можно выделить такие группы: приобретают соки раз в месяц 19%, два-три раза в неделю -18%. Нужно отметить тот факт, что около 17% опрошенных не покупают соки и нектары.

Любимыми соками и нектарами у жителей Новосибирска на протяжении пяти лет остаются апельсиновый, яблочный, персиковый, кроме того, популярностью пользуются томатный и ананасовый. В 2003 году апельсиновый сок приобретали 25% покупателей, яблочный - 24%, персиковый - 10%.

Остальные вкусы (абрикосовый, виноградный, вишневый, мультифрут) пользуются популярностью только среди небольшой группы покупателей соков. В основном соки приобретаются для всех членов семьи, только для детей приобретает соки 9% покупателей.

Соки и нектары в Новосибирске чаще всего покупают в тетрапаках с крышкой, но за последние два года все больше покупателей стали приобретать соки и нектары в тетрапаках без крышки (в 2002 году - 35% покупателей, в 2003 году - 37% покупателей).

Предпочтения относительно места совершения покупок соков и нектаров остаются неизменными - чаще всего их покупают в продовольственных магазинах (в 2003 году 47% покупателей приобретали соки в данном типе торговых точек), но нужно отметить тот факт, что доля покупок в продовольственных магазинах снизилась за последний год, в то время как доля покупок в уличных киосках существенно выросла (до 20%). На третьем месте по частоте покупок находятся супермаркеты (15%).

На рынке города Новосибирска представлено семь производителей соков и нектаров, наибольшую долю рынка на протяжении пяти лет занимает продукция местного производителя ООО «Нидан-Экофрукт» (60%), остальные производители существенно уступают ему, так второе место по доле рынка принадлежит «Лебедянскому заводу» (23%), доля которого постепенно увеличивается и за последний год достигла второй позиции. Затем по величине доли рынка идет ОАО «Вимм-Билль-Данн» (11%), и совсем незначительные доли принадлежат московскому производителю соков ЗАО «Мултон» (3%), «Сибирской компании» (1%), «Фруктовым рекам» (0,3%), «БМК» (0,3%) (рис. 3).

Континент Сибирь 18.06.2004