маркетинговые и социальные исследования |
КлиентамПартнерам
|
Все тверже, и тверже, и тверже. Исследования рынка макаронных изделий Новосибирска, 2003 г.Russian Food and Drinks Market Magazine, №2 (54), 2004 г. В июле 2003 года исследовательской компанией PreVIEW/Превью было проведено исследование с целью описания ситуации на рынке макаронных изделий Новосибирска. Для сбора данных применялся метод телефонного опроса. Объем выборки составил 801 человек. Выборка репрезентирует генеральную совокупность (население Новосибирска) по количеству членов семьи и району проживания. Опросу подлежали члены семьи, которые являются основными закупщиками продуктов питания. Результаты исследования говорят о высокой вовлеченности жителей Новосибирска в покупку макаронных изделий: в 83% домохозяйств Новосибирска (что в проекции на генеральную совокупность составляет около 409 тыс.) покупали упакованные или весовые макаронные изделия в течение последних трех месяцев хотя бы однажды. Надо отметить, что по сравнению с 2000 годом эта цифра несколько снизилась. Покупатели отдают предпочтение фасованным макаронным изделиям: больше, чем в половине домохозяйств (65%, 320 тыс. домохозяйств) приобретали за исследуемый период макаронные изделия в фирменной вакуумной упаковке или фирменной коробке. Опыт предыдущих исследований показывает, что число вовлеченных в покупку «фасовки» выросло, так, в 2000 году аналогичный показатель составлял 52%. Кроме того, анализ структуры покупателей макаронных изделий показывает, что доля тех, кто покупает только «фасовку» составляет 41%, тогда как только весовую продукцию берут 22% покупателей макаронных изделий (то есть в 2 раза меньше), и на вес, и фасованные макаронные изделия – 37% (диаграмма 1.1). Рисунок 1. Структура покупателей макаронных изделий по предпочтениям фасованной и весовой продукции (в % от числа покупателей макаронных изделий, N=666)
58% покупателей макаронных изделий в упаковке (40% домохозяйств Новосибирска) отдают предпочтение продукции среднего ценового сегмента - от 11 до 17 руб./500 г. Около 21% покупателей «фасовки» чаще покупают дешевую продукцию до 10 руб./500 г, 17% покупают макаронные изделия подороже – от 18 до 25 руб./500 г, 4% - по цене более 25 руб./500 г. В среднем, покупатели считают слишком высокой (вплоть до отказа от покупки) цену 24,6 руб. за упаковку 500 г, причем для покупателей весовых макаронных изделий эта планка несколько ниже – 21,8 руб., для покупателей «фасовки» - несколько выше – 25,8 руб. Для покупателей дорогих макаронных изделий, соответственно, эта планка еще выше – 36 руб. Что касается нижней планки цены (при которой качество продукции будет вызывать сомнения), то это, в среднем для покупателей «весовки» - это 7,7 руб/ 500 г, «фасовки» - 8,6 руб/500 г, для покупателей дорогих макаронных изделий – 10,8 руб/500 г. Согласно результатам самооценки частоты покупок макаронных изделий, большинство покупателей (49%) можно назвать малоактивными – они приобретают макаронные изделия не чаще раза одного в месяц. Четверть покупателей (25%) приобретает макаронные изделия со средней интенсивностью (два-три раза в месяц), примерно столько же (26%) берут макароны каждую неделю и чаще. В процессе покупки покупатели, прежде всего, обращают внимание на вид/форму макаронных изделий (39%), марку/производителя (36%), сырье для приготовления продукта (на то, что макароны должны быть изготовлены из твердых сортов пшеницы указало 30% покупателей макаронных изделий) и его цену (20%). При описании ситуации выбора макаронных изделий большинство назвало следующие основания для покупки: «Я раньше покупал(а), они меня устраивают» (76% покупателей макаронных изделий), «Обязательно из твердых сортов пшеницы» (73%), «Я смотрю, какого они цвета» (70%), «Должны быть герметично упакованы» (67%), «Марка и/или производитель должны быть мне известны» (65%). Как показывают результаты исследования, большинство марок макаронных изделий, представленных на рынке г. Новосибирска знакомы лишь узкому кругу покупателей: 33% покупателей макаронных изделий не смогли спонтанно вспомнить названия даже одной марки. На общем фоне выделяются две марки, которые можно назвать лидерами рынка макаронных изделий по известности - «Гранмулино» (ООО Поспелихинская макаронная фабрика) (40% опрошенных назвали ее спонтанно, 77% - знают по списку) и «Макфа» (ОАО Макфа) (44% и 76% соответственно). Следом с большим отрывом идут марки «Галина Бланка» (3% и 55%), «Луканин» (ОАО Новосибирская макаронная фабрика) (3% и 38%), «Султан» (ОАО Султан-элеватор-мельнично-макаронный комплекс) (10% и 48%), «Русский продукт» (ОАО Русский продукт) (0,3% и 42%), «Мельник» (ОАО Мельник, Алтай, Рубцовск) (0,8% и 31%). Остальные марки набрали мене 35 при спонтанном вспоминании и мене 30% - при перечислении по списку. Но это ситуация на рынке в целом, где присутствует и фасованная (преимущественно брендированная продукция), и весовая продукция (в отношении которой покупатели и затрудняются назвать производителя, чаще всего они получают информацию от продавцов – «алтайская», хотя чье это производство на самом деле сложно сказать).
Рисунок 2. Рейтинг марок, названных первыми («top-of-mind») (в % от числа покупателей макаронных изделий, N=666)
Рисунок 3. Рейтинг марок, спонтанно названных («активное знание») (в % от числа покупателей макаронных изделий, N=666)
Оценка объема рынка макаронных изделий производилась на основе статистики покупок за последнюю неделю (фиксировались общий объем и стоимость всех покупок макаронных изделий, сделанных в течение недели до опроса, марки, вид изделий, тип упаковки и место покупки). Как показывают результаты исследования, месячный объем рынка макаронных изделий в июле 2003 года составил 595 тонн в натуральном выражении, около 13 млн рублей в стоимостном выражении.
Таблица 1. Месячный объем рынка макаронных изделий
* Макаронные изделия класса premium – цена за упаковку (500 г.) более 25 руб. |
2008-2023 © Исследовательская компания PreVIEW, +7 (383) 211-96-35, Новосибирск, ул. Ядринцевская 54
SEO продвижение сайтов разработка сайта Новосибирск – Студия ЯЛ |