маркетинговые и социальные исследования |
КлиентамПартнерам
|
Мясные полуфабрикаты посчитались на регистрацииИван Черкасов, Рада Малышева Весной 2006 г. исследовательской компанией PreVIEW проведена очередная волна регистрации ассортимента мясных полуфабрикатов. Регистрация товарного ассортимента – составление перечня товаров одной или нескольких товарных групп и их характеристик (цены, вес, упаковки), представленных в розничных торговых точках. Анализ регистрации ассортимента позволяет найти ответы на следующие вопросы: «Какие производители представлен в различных торговых точках города?»; «Каков ассортимент производителей?»; «Равномерно ли представлены производители/ассортимент по типам торговых точек или районам города?»; «Каковы средние цены на продукцию?» и т. п. Всё это дает возможность планировать дистрибутивную и производственную стратегии производителя, отслеживать состояние рынка по продукции и конкурентам. В ходе проведенного исследования фиксировалась информация, содержащаяся на ценнике продукта – производитель, марка, наименование, цена и т. п. Из регистрации были исключены продукты, не содержащие мяса (например, блины с джемом), либо содержащие мясо птицы. Фиксировались все виды полуфабрикатов – фасованные, продаваемые на развес, продукты как из цельного мяса, так и из фарша. Данные собраны по 200 торговым точкам различного типа (супермаркеты, киоски, магазины прилавочной торговли и т. п.) Особенностью проведения регистрации мясных полуфабрикатов является то, что исследователь имеет дело с большим числом неупакованной продукции. Сибирский потребитель ориентирован в покупках полуфабрикатов на местные марки, чья продукция кажется ему более безопасной и свежей. Соответственно, на прилавках новосибирских магазинов в большом количестве представлены полуфабрикаты относительно мелких производителей, кроме того, многие розничные торговые сети начинают производить собственные линейки полуфабрикатов. Распространенность полуфабрикатов в продуктовой рознице. Продажа полуфабрикатов требует от магазина определенных технических условий. По сути дела, продажа может быть осуществлена в теплое время года только при наличии морозильного ларя. Еще несколько лет назад это сужало рынок полуфабрикатов, ограничивало их дистрибьюцию только относительно крупными магазинами. Мясные полуфабрикаты зарегистрированы в 92% торговых точек. В среднем в магазине, торгующем полуфабрикатами, представлено 32 наименования подобных продуктов. При этом средняя широта ассортиментной линейки колбасных изделий – 38 наименований. Если несколько лет назад розница жаловалась на то, что полуфабрикаты – продукт не для всех, сегодня полуфабрикаты – столь же распространенный и востребованный продукт, как и колбаса. Рисунок 1.
Представленность полуфабрикатов в различных типах торговых точек. Мясные полуфабрикаты представлены в 2006 г. в 95% всех участвующих в исследовании магазинах и 100% супермаркетов. Мы видим, что эти показатели достаточно стабильны и соответствуют зафиксированным показателям прошлого года (см. рис. 2). Рисунок 2.
Распределение по видам полуфабрикатов. Несмотря на «вездесущесть» полуфабрикатов, рыночные торговые точки реже имеют их в своем ассортименте и здесь он более узок. Так, в среднем в супермаркете представлено 49 наименований полуфабрикатов, в магазине прилавочной торговли – 25, в павильоне – 27, а в киоске на рынке только 18. На рисунке 3 представлено распределение по конкретным видам полуфабрикатов. Рисунок 3.
Примечание: Размер окружности пропорционален средней цене по виду полуфабриката. По оси Х представлена доля вида полуфабриката (пельменей, фарша и т.п.) среди всех зарегистрированных полуфабрикатов. По оси У представлена дистрибуция вида полуфабриката среди торговых точек города. Наиболее распространенный в рознице вид полуфабрикатов – пельмени. Они представлены в 95% магазинов, торгующих ПФ, и составляют 52% от всех зарегистрированных полуфабрикатов. На рисунке хорошо видно, что по популярности пельмени сильно опережают другие виды полуфабрикатов. В среднем в одном магазине присутствует 18 наименований пельменей, 3 наименования шашлыка, 3 – котлет и т. п. (за 100% приняты все магазины, представляющие данный вид полуфабрикатов). Средняя цена на пельмени на весну 2006 г. составляла 86 рублей за кг, на котлеты – 109 рубля 90 копеек, фарш – 133 рубля 30 копеек.
Распределение по маркам продукции. В настоящее время «Сибирский Гурман» вывел на рынок и продвигает новую марку «Хозяйка дома». Несмотря на то, что марка составляет всего 1% зарегистрированных полуфабрикатов, за счет ресурсов «Сибирского Гурмана» её дистрибуция составляет 20%, что равно доле СПК, имеющему 7% среди зарегистрированных полуфабрикатов. Вторая марка по представленности в городе – «Алекон» (11% от всех зарегистрированных продуктов и 60% от всех магазинов). Третья – «Добрич» (8% и 39% соответственно) Средняя цена на продукцию марки «Сибирского Гурмана» составляет 92 рубля 40 копеек, средняя цена на продукцию ООО «Торговая площадь» – 126 рублей 31 копейка, на продукцию ООО «ТПК Алекон» – 97 рубля 46 копеек. Рисунок 4.
Примечание: Размер окружности пропорционален средней цене по марке полуфабриката. По оси Х представлена доля марки среди всех зарегистрированных полуфабрикатов. По оси У представлена дистрибуция марки полуфабриката среди торговых точек города. Распределение видов полуфабрикатов по торговым маркам. Как известно, марка может иметь определенную «специализацию» по видам предлагаемых полуфабрикатов и предлагает сравнимо больше по одним видам полуфабрикатов и меньшую по другим. Рассматривая распределение видов полуфабрикатов по торговым маркам, необходимо отметить лидерство «Сибирского гурмана» и при фиксации распределения марки по отдельным сегментам. Так, марке «Сибирский гурман» принадлежит 49% всех зарегистрированных пельменей, 65% блинов, 24% котлет. «ТПК Алекон» сохраняет свои лидирующие позиции в большинстве рассматриваемых сегментов полуфабрикатов. В сегменте пельменей значительное место по представленности занимает «ТПК Добрич», в сегменте шашлыков – «Торговая Площадь» и «СПК». Средние цены на котлеты лидеров рынка (см. рисунок 5) колеблются очень незначительно. Так, средняя цена на котлеты «Сибирский Гурман» составляют 117 рублей, котлеты «Алекон» – 120 руб. 90 копеек за килограмм. В то же время, стоимость котлет лидеров рынка – несколько выше зафиксированной средней цены по этой категории (110 рублей, см. рисунок 3) Разброс цен на пельмени различных производителей более ощутим. Средняя цена на пельмени по данным регистрации составляет 86 рублей, на пельмени марки «Сибирский Гурман» – 82 рубля, пельмени «Алекон» – 91 рубль 80 копеек за килограмм. Рисунок 5. Распределение видов полуфабрикатов по торговым маркам: котлеты
Рисунок 6. Распределение видов полуфабрикатов по торговым маркам: пельмени
Динамика представленности марок полуфабрикатов в магазинах города. Особую ценность имеют данные, позволяющие отследить динамику развития рынка, характер изменения производственной стратегии и стратегии дистрибьюции компаний-производителей мясных полуфабрикатов. Волны регистрации, проводимые регулярно, с соблюдением единой методики, содержат информацию, способствующую решению этих задач. Рассмотрим изменения представленности марок полуфабрикатов по магазинам города с 2004 года (рис.7, % от магазинов). Рисунок 7.
За прошедшие полгода «Сибирский Гурман», «Алекон» и «Добрич» улучшили свои показатели по представленности в новосибирских магазинах. Связаны ли эти изменения с изменениями в широте ассортимента лидеров? Рассмотрим доли марок среди таких широко распространенных видов мясных полуфабрикатов как котлеты (см. рис. 8) и пельмени (см. рис. 9) Рисунок 8. Динамика доли марок по видам полуфабрикатов: котлеты
Рисунок 9. Динамика доли марок по видам полуфабрикатов: пельмени
За прошедшие полгода несколько выросла доля ТМ «Алекон» среди всех зарегистрированных котлет. В то же время наблюдается тенденция снижения доли «Сибирского Гурмана» в сегменте котлет, но он по-прежнему держит сравнительно большую часть этого сегмента рынка. Однако сокращение доли «Сибирского Гурмана» в сегменте котлет компенсируется упрочением своих позиций в сегменте пельменей. Таким образом, лидерство «Сибирского Гурмана» на рынке полуфабрикатов основано на дистрибуции и ассортименте. Дистрибуция постоянно расширяется, несмотря на отдельные изменения по сегментам рынка полуфабрикатов, производитель занимает ведущие позиции. Это только немногие из полученных результатов регистрации. Многое осталось «за кадром» – колбасные изделия, мясные деликатесы (производители, средние цены на продукцию, подвиды, упаковка и т. п.) Иван Черкасов, Рада Малышева, ИК PreVIEW
Результаты регистрации находятся в открытой продаже. Приобрести их можно, обратившись в исследовательскую компанию «Превью» по адресу: г. Новосибирск, ул. С. Шамшиных, 99, |
2008-2023 © Исследовательская компания PreVIEW, +7 (383) 211-96-35, Новосибирск, ул. Ядринцевская 54
SEO продвижение сайтов разработка сайта Новосибирск – Студия ЯЛ |