маркетинговые и социальные исследования |
КлиентамПартнерам
|
Карикатуру снова признали искусством
Один из самых известных карикатуристов Сибири, художник газеты «"Ъ"-Сибирь» Владимир Степанов приглашен в жюри Первого международного форума визуального юмора «Карикатурум». Как стало известно корреспонденту «"Ъ"-Сибирь» АНТОНУ ВЕСЕЛОВУ, именно ВЛАДИМИР СТЕПАНОВ увлек организаторов форума, кураторов Сургутского художественного музея, идеей проведения конкурса карикатуры. Теперь новосибирский художник помогает музейщикам в организации крупнейшего форума карикатуры в России. - Вся проблема состоит как раз в невозможности профессиональной реализации карикатуристов - издании книг, проведения выставок и семинаров. Неудивительно, что в Сибири, да и в России до сих пор очень немного профессиональных художников-карикатуристов. Есть люди, которые рисуют в жанре карикатуры - но это как раз в основном газетчики. А карикатура должна быть понятна любому образованному человеку вне зависимости от сопровождающего текста. Хотя многие, в том числе и редакторы некоторых газет, воспринимают карикатуру как упрощенный вид графики, привязанный к газетным полосам. Иначе как объяснить наглое воровство - перепечатки картинок без ведома автора. Впрочем, немногие газеты могут себе позволить, как «"Ъ"-Сибирь», иметь собственного художника. - Что такого уникального в форуме, который затевает Сургутский художественный музей, ведь и раньше в России устраивали крупные конкурсы карикатуры? - Если судить по широте подхода, северяне планируют вытянуть настоящий праздник искусств европейского уровня, полноценный фестиваль карикатуры, а такого в России еще не было. Если я не ошибаюсь, конкурсы карикатуры начали проводить с конца 70-х годов. Случались и масштабные международные выставки, во многих я участвовал как соискатель или как член жюри - навскидку готов вспомнить, например, ростовскую выставку «Человек и природа» 1988 года (взял I приз - 500 руб.), одесскую в 1989 году (I приз - круиз по Черному морю), конкурс во Владивостоке 1990 года (Гран-при - 2000 руб.), конкурс на приз газеты «Гудок» в Москве (не участвовал, но знаю, что первые премии были на уровне $300-400). На этом фоне, к примеру, Первая новосибирская биеннале (1999 года) графики, на которой приз был $100 без оплаты дороги для победителей, смотрится смешно и оскорбительно. Это не вина организаторов, а беда, что они не могут найти деньги - Вы хотите сказать, что денежная премия имеет определяющее значение для престижа фестиваля? - Известных художников, особенно европейцев, нужно заинтересовать полноценным каталогом, значительными призами, участием известных искусствоведов. Если этого нет, получается очередной междусобойчик, который не замечает ни публика, ни художественная общественность. В Сургуте это прекрасно понимают. Поэтому они напечатали фирменные конверты, фирменные приглашения, они разослали эти приглашения во многие страны мира. Отклики уже есть. А после того как жюри отберет работы и присудит премии, начнется работа над каталогом, чтобы церемония вручения призов не выглядела скоропалительной обязаловкой. На следующий год в рамках Форума визуального юмора кураторы планируют провести выставку фотоюмора, то есть будет две номинации - «Фотография» и «Карикатура». Потом появится номинация «Живопись», как в Габрово. Форум юмора будет постоянно расширяться. - Неудивительно, что такое мероприятие стало возможным именно в городе газовиков и нефтяников, ведь организация форума упирается в значительные финансовые затраты - Вы представляете, сколько стоит разослать конверты с приглашениями? Если не учитывать стоимость конвертов и приглашений, только марок кураторы форума закупили на 25 000 рублей. К официальному открытию форума (1 декабря 2001 года) будут напечатаны открытки, календари с полученными работами. Уже сейчас новосибирец Дмитрий Дроздов разработал логотип конкурса - такого очеловеченного медвежонка, на фабрике мягких игрушек заказали таких же плюшевых медвежат. Вызывают уважение размеры денежных вознаграждений победителям конкурса (Гран-при - $3000, 2 приза по $1000 и 2 приза по $300). Спонсоры уже объявили о собственных призах. Например, «Сургутнефтегаз» учредил свой приз в $3500, даже больше чем Гран-при, с условием - или такой, или никакого. Каждый приз будет сопровождаться памятным сувениром в виде шапки-ушанки. К «золоту» - шапка из соболя, к «серебру» - из белки или норки, к «бронзе» - из пыжика или ондатры. На завязочках каждой шапки будут висеть колокольчики - ведь в шутовском колпаке в Сибири холодно. Остается открытым вопрос: шить эти шапки в натуральную величину или в миниатюре - вдруг износят, и никакой памяти не останется. - Как правило, всякий конкурс карикатур «привязан» к заявленной кураторами теме. Чему решили посвятить форум в Сургуте? - Всякая провинция хочет быть в центре внимания. Им хотелось бы, чтобы город как-то присутствовал. И здорово придумали, назвав «Сибирь-surGUT». Это и Сургут, и «Сибирь - это хорошо», и «Хороший сюр» - кто как хочет. Для русских это очень понятно. А чтобы иностранцы не потерялись, кураторы приложили расшифровку (не всякий додумается, что surGUT - это город Сургут в Сибири), что Сургут - это тайга, нефть, газ, романтика, олени, университет, клюква, большая река, рыба, охота, болота, мороз, белые ночи, меха, комары, большая стройка, хорошие люди, энергия, кедровые шишки, художественный музей В это можно вложить что угодно. И я считаю, не стоит ограничивать художников жесткими рамками. Например, я недавно получил приглашение принять участие в конкурсе карикатуры в Турции с рисунком на тему «Средиземноморье, памятники античной скульптуры». Много ли найдется желающих? - Считается, что в России очень сильная школа карикатуры, подсуживать землякам нет надобности? - Нет. Проблема стоит иначе - в последние годы часто случается так, что русских художников засуживают за границей. Возьмем конкурс в Польше. В 1990 году я получил там I приз, половину призов увезли художники из России - на самом деле сильно выступили. А сейчас редко кто из россиян вообще получает награды в Европе. Это не потому, что наши карикатуры хуже стали - политика такая. Каждое жюри старается подсуживать своим. Я в 1995 году снова был в Польше, на этот раз членом жюри, и видел, как тянули вперед поляка, нарисовавшего малопримечательную, да еще и содержавшую текст карикатуру. Все иностранцы на конкурсе были против выдвижения ее на Гран-при. Поляков было больше, и картинка все же получила I приз. Я надеюсь, тут не придется напрягаться и краснеть. - Говорят, Форум визуального юмора начался именно с вас. Как случилось, что именно вы оказались движущей силой конкурса? - В сентябре прошлого года в Новосибирск приехала группа искусствоведов и менеджеров из Сургутского художественного музея. Они планировали в новом здании музея, существующем с 1994 года, провести выставку новосибирских художников. Но так поддались идее конкурса карикатуры, что отложили выставку художников на начало 2002 года. В результате Форум визуального юмора станет первой большой акцией в новых стенах главного музея Сургута. Антон ВЕСЕЛОВ |
2008-2023 © Исследовательская компания PreVIEW, +7 (383) 211-96-35, Новосибирск, ул. Ядринцевская 54
SEO продвижение сайтов разработка сайта Новосибирск – Студия ЯЛ |