«Мы не сдерживаем себя никакими рамками»

В июле общественности Новосибирска наконец-то был представлена «Волга» - нашумевший в столице этно-проект музыканта Алексея Борисова (F.R.U.I.T.S., «Ночной проспект»). Выступление «Волги» состоялось при непосредственном участии культовой фигуры российской электронной авангардной музыки, основателя лейбла «Экзотика» Андрея Борисова. Корреспонденту «Коммерсанта-Сибирь» АНТОНУ ВЕСЕЛОВУ удалось поговорить с обоими Борисовыми.


«Наша музыка стала шизофреничной»

АЛЕКСЕЙ БОРИСОВ вблизи оказался совсем еще свежим рок-героем со скучным голосом. Большой дебют в музыке этого мультиинструменталиста и вокалиста состоялся в группе Василия Шумова «Центр» 20 лет назад. Впрочем, основная заслуга Алексея - балансирование на острие самой современной «подпольной» музыки (как «живой», так и электронной) в суперпроекте «Ночной проспект», пьесы которого выпускала даже консервативная «Мелодия» (правда, в сборнике «Ритмы дискотек»).

- Удивительно видеть вас во главе проекта, присоседившегося к течению поп-моды на все псевдорусское, начиная с «Играй, гармонь» и заканчивая «Золотым кольцом»: Вы не боитесь, что фаны просто не станут вслушиваться в ваш интеллигентный материал и не услышат удивительно чутко переданную вокалисткой Анжелой Манукян аутентичность русского народного искусства?

- Первоначально «Волга» замышлялась как экспериментальный проект, которому не требовался промоушн. Наш альбом, вышедший на «Экзотике», тому лучшее подтверждение. Это еще одна, совершенно логичная идея соединения экспериментальных наработок - электроники, минимализма, экспериментального эмбиента и индустриальных идей. На этот раз с этнической традицией. Причем до нас этим в России никто не занимался. «Конкуренты» либо буквально воспроизводят традицию, либо пытаются соединять фольклор с джазом, роком или танцевальной музыкой.

- Фольклор, так же как и электронная музыка, переживает в России резкий «обвал в попсу» после относительно прогрессивных 80-х, когда покупали не только музыку для ног: Некогда популярный «Ночной проспект» окончательно ушел в underground?

- Наверное, мы просто слишком усложняем свою музыку. Не так давно мы вновь сорганизовались с Иваном Соколовским - одним из отцов-основателей «Ночного проспекта». К нам присоединился скрипач Дмитрий Кутергин. Мы снова сделали электронный background, пытаемся импровизировать больше в реальном времени, в некоторой степени даже переделываем собственные композиции с альбома «Кислоты» и даже более ранние треки. Вышли на новый уровень. Если раньше мы испытывали массу технологическим проблем, перевозя большое количество синтезаторов и барабанов, то теперь делаем болванки на компьютере или при помощи тех же аналоговых синтезаторов, но в студийных условиях, а на концертах используем более компактную аппаратуру. Хотя, может быть, музыка стала еще более психоделической, я бы даже сказал шизофреничной. Мы не сдерживаем себя никакими рамками. Некогда мы играли электропоп и старались выдержать стиль - в музыке, одежде. Теперь у нас есть только музыка, и этого достаточно.

- Ваши диски практически недоступны меломанам - создается впечатление, что вы работаете на Запад.

- Мы просто мало печатаем CD, да и концерты даем в основном в Москве и Питере. Конечно, бывает такое, что человек из Амстердама привозит в Москву альбом «Волги» похвастаться, что он там, в Европе, достал. А здесь его никто не видел. Мы, естественно, контактируем с европейскими лейблами, но скорее приватно - это не бизнес, а только обмен информацией. Но и он дает свои результаты. В прошлом году мы участвовали в Германии на фесте Burg Herzberg Open-Air - это такой немецкий Вудсток, больше 100 000 зрителей под открытым небом. Так вот, хиппи всех возрастов нас отлично принимали.


«Диджеи на радио нас просто игнорируют»

АНДРЕЙ БОРИСОВ, с добрым лицом и телевизионной манерой беседы, в Новосибирске-2001 был точь-в-точь как на экране телевизора в программе «Экзотика» образца самого начала 90-х.

- На телевидении я оказался довольно случайно, благодаря появлению российского канала РТР. Руководил музыкальным вещанием Артем Троицкий. Он пригласил компетентных людей в тех областях музыки, которые считал правильными и интересными. Все мы - Татьяна Диденко, я, Сергей Антипов - интересовались творческой, новаторской музыкой. Наша работа текла достаточно бесконтрольно, и мы смогли показать то, что было интересно нам самим. Мне кажется, мы много сделали, использовали волшебный момент. А в результате была ожидаемая стагнация, победа программ для детишек или для не слишком искушенных в музыке людей.

- Как получилось, что ваш лейбл, просуществовав больше пяти лет, остался некоммерческим? Почему вы так и не рискнули выпустить попсовую пластинку, которая обеспечила бы существование пестуемого вами электронного авангарда?

- Никто не знает, как все повернется. Все-таки мы занимаемся музыкой будущего, которая еще не успела надоесть, не успела стать понятной и заезженной. К счастью, она имеет своих почитателей уже сегодня.

- Как успешный в творческом плане продюсер вы остаетесь «профессиональным» слушателем. Как можно еще что-либо воспринимать, столько лет слушая и слушая?

- Мне кажется, меломан, даже не имеющий никакого музыкального образования и формальных навыков игры на инструментах, начинает сам создавать музыку. Как правило, особо придирчивые слушатели просто не находят в готовой музыке того, что бы их устраивало. И я один из них. В свое время я встал за микшерский пульт. А еще раньше организовал лейбл «Экзотика». Первая пластинка вышла на моей студии в конце 1995-го. Но официальной датой рождения «Экзотики» мы считаем 1996 год.

- Почему вам не удается зарабатывать деньги на весьма качественной музыке, которая выходит на лейбле «Экзотика»?

- Эту музыку трудно промоутировать. Во-первых, московские FM-радиостанции не берут в ротацию инструментальные вещи. Во-вторых, если предлагаемая музыка выпадает за рамки привычного советского рока или классических британских или американских top twenty, радийщики просто пасуют. Доходит до смешного: мне жалуются сотрудники major label, представительства которых есть в Москве, что радиостанции для hard attention берут только те вещи, которые поддерживаются видеоклипами в телеэфире! Нас они просто игнорируют. Одно время мы работали со «Станцией-2000», но сейчас и там меняется формат, а диджейские станции имеют жесткие плей-листы по ротации и ни одна из наших вещей туда априори не попадает. Есть авторские программы, которые ведут более искушенные люди, пропагандирующие новые течения, что-то интересное - они берут нашу музыку. Но это не ротация, а ведь опытом поп-музыки доказано, что только бесчисленным повторением можно добиться контакта с большой аудиторией.

Мы по-прежнему занимаемся телепрограммами, правда, делаем их по заказу региональных телекомпаний. Мы готовы делать и видео для наших артистов. Но тратить $5000 на клип только для того, чтобы его показали два раза в эфире, не имеет смысла.

- Ценители музыки тоже редко готовы выкладывать приличные деньги за диски «Экзотики»:

- Мы сейчас изменили подход. До недавнего времени мы выпускали только дорогие CD - на Sony DVTC в Зальцбурге (Австрия). Это была серия красиво оформленных, эксклюзивных дисков. Но их могли покупать только европейцы или богатые питерцы и москвичи - себестоимость высокая плюс таможня: Сейчас мы делаем с компанией CD Land дешевые компакты по вывеской «Экзотика light». В провинции они стоят на уровне $1,5-2. Конечно, мы на этом ничего не зарабатываем, расходов не окупаем. Но это отличная промо-акция, мы пытаемся внедрить нашу музыку в регионы, в среду не очень обеспеченных людей. Прежде всего это три сборника легкой электронной музыки «Расскажи Чайковскому новости» (в нем уже три раза поучаствовал новосибирский Nuclear LosЬ). Осенью выйдет последний, четвертый сборник «Времена года». Придется придумывать что-то новое. Начинаем потихонечку раскручивать отдельных артистов. Уже вышли сольники Fruits «Джакузи», проект Якова Кривитского, альбом «Бурундук-Квартета» и Павла Жигуна «Пьезо». На осень запланирован выход альбомов Los Chikatillos и Nuclear LosЬ.

Антон ВЕСЕЛОВ