маркетинговые и социальные исследования |
КлиентамПартнерам
|
«Ушел и не вернулся»...У тех, кто звонит сюда, редко бывает спокойный голос.- Алло! Это бюро регистрации несчастных случаев? - Да. Слушаем вас... «Слушать» чаще всего в первые минуты приходится неразборчивое бормотание, всхлипы и прочие эмоциональные возгласы. Но у сотрудников БРНС - бюро регистрации несчастных случаев ГУВД Новосибирской области - хватает нервов и терпения, чтобы дождаться, когда абонент на том конце провода сообщит наконец суть дела: пропал человек по такой-то фамилии, такого-то числа, приблизительно в таком-то районе... Здесь и начинается работа... История с названием Чиновники высшего уровня в 30-е годы посчитали, что в столице СССР «развелось» много автомобилей. С одной стороны, это льстило «вождю всех народов», ибо большое количество автотранспорта на московских улицах говорило о росте благосостояния советских граждан. Но оборотной стороной медали являлось увеличение числа дорожно-транспортных происшествий, в результате которых гибли люди. Какой из этих фактов стал главным аргументом - неизвестно, но как раз в эти годы было принято решение создать в Москве специальный отдел по сбору информации о сбитых машинами гражданах. Это было прототипом нынешнего БРНС. - Еще в доперестроечные времена, - рассказывает начальник бюро регистрации несчастных случаев ГУВД НСО Г. Гумиров, - подобные подразделения начали действовать в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде - то есть, в крупных городах. У нас в Новосибирске «бэрэнэс» было создано в 1995 году, но к работе приступило с 10 декабря 1996-го. Так что в конце этого года мы будем отмечать первый «серьезный» пятилетний юбилей. К настоящему времени, -продолжал Геннадий Георгиевич, функции и возлагаемые на бюро задачи значительно расширились. Его сотрудникам приходится заниматься не просто регистрацией погибших при различных обстоятельствах людей, но и розыском пропавших без вести. Причем розыск стал одним из главных направлений деятельности БРНС. Как он ведется? Ну во-первых, к сотрудникам бюро ежедневно поступают сведения из районных отделов милиции, больниц, служб социальной направленности о всех гражданах, по той или иной причине оказавшихся вне дома и личности которых документально не установлены или отсутствуют данные о их месте жительства. Естественно, это же правило действует и по отношению к неопознанным трупам. Все поступившие в БРНС сведения регистрируются дежурным в специальном журнале и заносятся в память компьютера. Точно так же здесь поступают и с сообщениями о пропаже людей, принятыми от граждан по телефону. Такой «учет» очень помогает сотрудникам БРНС в оперативном розыске. Вот наглядный пример. Звонят, скажем, родственники какого-нибудь подростка, называют его фамилию, день ухода из дома. Дежурный просит абонента перезвонить через пять минут. За это время компьютер отыщет в памяти и выдаст варианты нахождения подростка с такой фамилией по одному из мест - в райотделе милиции, в спецприемнике, в больнице. Или... - Самое тяжелое в нашей работе, - признается Геннадий Гумиров, - сказать родственникам, что, вероятнее всего, их сына или дочери нет в живых и надо ехать в морг для опознания... К счастью, такое происходит не каждый день. В самом деле куда больше случаев, когда «пропажа» все-таки обнаруживается. Такие цифры: в день в БРНС поступает до двадцати звонков от граждан, а вместе с сообщениями из других источников - до семидесяти. При этом 80 процентов «ушедших и не вернувшихся» сами вскоре объявляются дома. - Родственники после этого звонят нам, как мы их об этом и просили, - продолжает Геннадий Георгиевич. - Приносят извинения за беспокойство... Но ведь развеивать это беспокойство и составляет суть нашей работы. Неизвестность хуже самой тяжелой правды... Не потому ли разыскивающие своих близких так сильно расстраиваются, когда узнают, что у нас в БРНС отсутствуют сведения о пропавшем? Не объяснишь же каждому, что тут, наоборот, радоваться надо. Ну если и не радоваться, то не терять надежды, что их родственник или знакомый скоро вернется. А если не вернется - ни через неделю, ни через месяц? Заниматься его поисками - прямая обязанность отдела розыска УУР ГУВД НСО. И это тема для отдельного разговора. Что же касается БРНС, то оно находится у названного отдела в оперативном подчинении. И очень помогает розыскникам, беря на себя, как вы, надеемся, поняли, часть их проблем в поиске пропавших граждан. - Вот почему, - говорит Гумиров, - надо бы наше бюро каким-то образом переименовать. Ведь не только регистрация является нашей обязанностью. Приходите завтра? Не все так гладко получается у сотрудников БРНС с поисками пропавших, как это могло показаться по приведенному выше примеру с компьютером: заслал данные - получай ответ. Если сведений об «ушедшем и не вернувшемся» в компьютерной памяти нет, в БРНС советуют подать заявление об исчезновении в отдел милиции того района, где пропавший был прописан. И тут вдруг выясняется, что гражданам в этом райотделе милиции в приеме заявления отказали. Мотивация проста: дескать, с момента исчезновения прошло «всего» два-три дня, а «по закону» надо подождать месяц, тогда и писать «бумагу». Так вот, как объяснил Г. Гумиров, никакого такого «закона» о сроках подачи заявления нет. - Поэтому, - сказал он, - после того как гражданин сообщает нам о подобном отношении к нему сотрудников того или иного райотдела, мы немедленно реагируем. Самым строгим образом. Так что повторно обратившемуся за помощью в милицию отказа в принятии заявления не бывает. Конечно, я этих сотрудников в райотделах понимаю: у них и без ушедших из дома неизвестно куда забот хватает. Понимаю, но не оправдываю. Они пользуются правовой безграмотностью наших граждан. А за это надо нести ответственность. Но взаимоотношения со своими коллегами (а ведь сотрудники БРНС тоже «люди в милицейских погонах», о чем мы еще напомним) из районных отделений, хоть и острая, но не главная проблема. Куда неприглядней выглядит картина с регистрацией трупов неопознанных граждан. В этом автор мог сам убедиться, побывав в бюро регистрации несчастных случаев. Шло обычное дежурство, и сотрудница показала распечатку с компьютера списка похороненных на кладбище (за государственный счет) неопознанных трупов. Хотя в этом списке были указаны фамилии, напротив каждой значилось короткое - «бомж». Как это получается? На этот вопрос нам постарались ответить в отделе розыска УУР ГУВД НСО. Получалось, что обнаруженные где-нибудь на улице тела после необходимых мероприятий, проводимых на месте специалистами экспертно-криминалистического управления, отправляются в областную судебно-медицинскую экспертизу. Там труп обследуется, составляется опознавательная карта (описание примет), эта карта направляется в БРНС, затем дается разрешение на захоронение, чем и занимается специальное бюро ритуальных услуг. Если за все время, пока тело покойного находится в морге, никто его не опознал, помочь вдруг обнаружившимся близким похороненного в БРНС могут только с информацией о месте захоронения и той, что имеется в опознавательной карте. Тем остается лишь заменить на могиле табличку с номером на табличку с фамилией умершего или погибшего. А такие случаи бывают. Поэтому проблему с трупами, обозначенными под аббревиатурой «бомж», сотрудники БРНС пытаются решать, по признанию Геннадия Георгиевича, вот уже третий год... Благодарность Не хотелось бы заканчивать статью столь мрачно. Потому как есть и в работе «бэрэнэсовцев» немало забавного и даже трогательного. Например, многие обратившиеся в бюро за помощью даже не подозревают, что отвечают им по телефону сотрудники милиции. Или не знают, чем конкретно занимается БРНС. Потому и делятся о пропавших близких такими подробностями, о которых в отделе милиции рассказали бы, как говорится, «только под пыткой». Но как раз это обстоятельство и помогает БРНС в установлении места нахождения исчезнувшего. Мешает же то, что некоторые (в основном, конечно, наши старички) подолгу занимают линию, отвлекая сотрудников жалобами на свои «несчастья»: мол, раз «бюро несчастных случаев», значит можно поведать о том, что, к примеру, замок сломался, а денег на новый нет. Или другая категория звонящих, выдумывающих «страшные» истории о похищении их знакомых «инопланетянами» или пересказывающих детективные сюжеты применительно к своим родным. Но устраивать по этому поводу какие-то «разборки» с абонентами сотрудники БРНС даже не думают. Их больше огорчает, когда люди, которым они помогли найти близких, спрашивают: а сколько вам надо за это заплатить? Сотрудники БРНС - не коммерсанты. Это люди государственные. И люди долга. А за помощью к ним вы всегда сможете обратить, набрав новосибирский номер телефона 22-77-94. Виктор БОЯРИНЦЕВ, «» |
2008-2023 © Исследовательская компания PreVIEW, +7 (383) 211-96-35, Новосибирск, ул. Ядринцевская 54
SEO продвижение сайтов разработка сайта Новосибирск – Студия ЯЛ |