«Бауцентр» выбрал Омск

В июле этого года в Омске откроется первый в Сибири федеральный гипермаркет строительных и отделочных материалов «Бауцентр» (Калининград). Маркетологи уверены: в скором будущем количество федеральных игроков на этом сегменте рынка существенно увеличится. Не выдержав конкуренции, средние региональные компании могут или закрыться, или войти в федеральные сети. «Бауцентр» — одна из крупнейших компаний в Калининградской области, основана в 1994 году. В ассортименте гипермаркетов — строительные, отделочные материалы, сантехника и товары для дома. Региональное развитие началось с 2006 года с открытия гипермаркета в Краснодаре. В планах компании открыть к 2011 году 30 супермаркетов в Южном и Западно-Сибирском регионах Российской Федерации. В Сибири приоритетным городом «Бауцентр» выбрал для себя Омск. Первый гипермаркет откроется летом 2007 года, а уже на начало 2008 года компания запланировала открытие второго. О других объектах в регионе представители компании пока не говорят, не исключая возможности расширения сети «Бауцентр» в Сибири Например, рассматривается возмодность начать свой бизнес в Новосибирске. «В других городах региона компания ведет работу по получению земельных участков под строительство. Учитывая то, что мы сами строим объекты, поиск привлекательных земельных участков — одна из главных сложностей, которая возникает при выходе на региональные рынки, — комментирует генеральный директор «Бауцентр-Сибирь« Андрей Попелушев. — Основные требования, которые мы предъявляем, — площадь участка от 3 га и близость к оживленной магистрали». Рынок строительных и отделочных материалов в последнее время динамично развивается. Хотя, по оценкам самого «Бауцентра», основной объем отделочных и строительных материалов омичи по большей части приобретают на уличных рынках. Это подтверждают и исследования, проведенные омским агентством «Делфи» в конце 2006 года. По данным агентства, лидирующие позиции заняли строительный рынок «Южный» и левобережная ярмарка «Торговый город». Конкуренцию строительным рынкам составляют в первую очередь универсальные магазины «Старик Хоттабыч» и «Немецкий поселок». Омские маркетологи также отмечают, что почти каждый пятый омич не определился с выбором торговой точки, которую он посетит в первую очередь при необходимости купить строительные материалы. Несмотря на то что потребительские предпочтения омичей в сфере строительных и отделочных материалов пока не сформировались, участники рынка полагают, что у калининградской компании есть хорошая перспектива для развития. Достаточно сказать, что Омск опережает многие сибирские города по темпам увеличения объемов жилищного строительства. Специалист по работе с инвесторами холдинговой компании «ДомоЦентр» Маргарита Ступенькова считает, что интерес центральных операторов к рынку Сибири связан прежде всего с его слабой насыщенностью и высокими темпами роста. «По разным оценкам, рост рынка DIY составляет 15–25% в год, — говорит госпожа Ступенькова. — В настоящее время сибирский рынок может легко вместить новых игроков. В ближайшие год-два рост сохранится на прежнем уровне. Одной из причин этого являются высокие объемы жилищного строительства и увеличение доступности ипотеки для населения». Тем не менее, по словам госпожи Ступеньковой, приход нового оператора повысит конкуренцию среди местных игроков. С ней соглашается руководитель отдела маркетинга ТВК «Большая Медведица» Екатерина Цуканова. «Сейчас о своем выходе в Сибирь заявляют федеральные компании, такие как OBI, Leroy Merlin, «Старик Хоттабыч», об активной экспансии говорят «Бауцентр» и «ДомоЦентр«. Объем сибирского рынка оценивается примерно в 14–15 млрд руб., поэтому региональным компаниям стоит задуматься над конкурентоспособным предложением для потребителя». Наиболее удачным и востребованным считается формат гипермаркета. «Современный покупатель хочет приехать в одно место, в котором собран весь возможный ассортимент данного сегмента рынка города, где он выберет то, что нужно, затратив минимальное количество времени», — добавляет госпожа Цуканова. По оценкам экспертов, интерес к рынку строительных и отделочных материалов сохранится до 2009–2010 годов. Рынок еще готов как вмещать новых игроков, так и поощрять развитие уже зарекомендовавших себя компаний. А вот мелкие игроки с рынка скорее всего будут вытеснены: решающую роль может сыграть приход крупных сетей федерального уровня. «Поэтому региональным игрокам необходимо иметь конкурентное преимущество в сочетании товарных групп, в представленности ассортимента, в площади, в какой-то своей изюминке, — резюмирует Екатерина Цуканова. — Некоторый запас времени для организации всего этого у них пока есть».