«Газпромавиа» уговорила «Интеравиа»

На этой неделе авиакомпания «Газпромавиа» начала выполнять регулярный рейс Москва-Томск-Москва, сменив на этом направлении «Интеравиа». В «Интеравиа» корреспонденту «КС» сказали, что добровольно уступили авиалинию «Газпромавиа», при этом отметив, что прекращение полетов по данному направлению в скором времени может возобновиться, поскольку переговоры с «Газпромавиа» о заключении код-шерингового соглашения о совместном использовании линии Москва-Томск-Москва находятся на завершающей стадии.

Однако руководство «Газпромавиа» заявило «КС», что о код-шеринге ничего не слышало. ООО «Авиапредприятие «Газпромавиа» создано в 1995 году и является 100-процентным дочерним предприятием ОАО «Газпром». Парк предприятия насчитывает 34 самолета (Dassault Falcon 900В, Dassault Falcon 900EX, Як-42Д, Як-40, Tу-154M, Ан-74, Ил-76ТД) и 76 вертолетов (Ми-2, Ми-8, Ми-171, Ка-26). Авиапредприятие имеет два собственных аэропорта: Остафьево и Ямбургский. Авиакомпания «Интеравиа» основана в 2005 году на базе авиакомпании «Астэйр».

Парк самолетов состоит из 9 воздушных судов (Ил-62М — 4 ед., Ту-154М — 4 ед., Ту-204–100 — 1 ед.). 7 ноября авиакомпания «Газпромавиа» начала выполнять полеты по маршруту Москва-Томск-Москва, сменив авиакомпанию «Интеравиа». По словам пресс-секретаря ООО «Авиакомпания «Газпромавиа» Дарьи Полухиной, пока рейс ОП 961/962 будет выполняться два раза в неделю (по средам и воскресеньям) на самолете Ту-154М с салонами эконом- и бизнес-класса, однако авиакомпанией рассматривается возможность увеличения частоты полетов и замена лайнера на Boeing 737. «Введение регулярного рейса из Томска для «Газпромавиа» имеет стратегическое значение, поскольку именно в Томске мы планируем в перспективе открытие филиала компании на базе авиакомпании «Югана», — сказала Дарья Полухина. Эксперты уверены, что появление в Томске регулярного рейса «Газпромавиа» не случайно.

«Для «Газпромавиа» Томск — не просто точка на карте, — говорит руководитель аналитического отдела агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — Можно даже сказать, что интерес авиаперевозчика в меньшей степени связан с пассажирскими перевозками. В регионе есть интересы у материнской компании — ОАО «Газпром». Напомним, что еще в прошлом году «КС» писал о том, что ООО «Авиапредприятие «Газпромавиа» планирует открыть филиал в Томске для организации авиационного обслуживания участвующих в разработке месторождений углеводородов в Томской области ООО «Томсктрансгаз», ОАО «Востокгазпром», ОАО «Томскгазпром«, ООО «Газпромнефть-Восток». В марте 2007 года авиакомпания «Газпромавиа» приобрела у ОАО «Востокгазпром» авиакомпанию «Югана», однако несмотря на то, что свою работу филиал должен был начать еще в конце 2006 года, сроки открытия постоянно переносятся. Как пояснила Дарья Полухина, «в настоящее время документация находится на согласовании». Сейчас регулярные рейсы из Томска на московском направлении осуществляют авиакомпании «КрасЭйр» и S7. А для авиакомпаний-новичков томское направление эксперты называют проблемным. За год на это направление пытались выйти несколько авиакомпаний («Владивосток-авиа», ГТК «Россия»). При этом после ухода ГТК «Россия» на маршрут вышла небольшая авиакомпания «Интеравиа». С 15 июня 2007 года она возобновила вечерние рейсы в Москву из Томска (от которых в 2005 году отказалась авиакомпания «Сибирь»). Однако в конце октября и «Интеравиа» объявила о прекращении полетов. «Как показал наш собственный опыт, вечерние рейсы на московском направлении из Томска достаточно востребованы, и третий перевозчик на данном направлении не будет лишним.

Однако четырем перевозчикам найти пассажира будет затруднительно», — сказал корреспонденту «КС» коммерческий директор авиакомпании «Интеравиа» Андрей Тимохин. — Поскольку «Газпромавиа« — наши давние партнеры, мы сняли наш рейс с Томска в их пользу. Однако наш уход будет кратковременным, поскольку переговоры о заключении код-шерингового соглашения с Газпромавиа на совместное использование маршрута Москва-Томск-Москва находятся на завершающем этапе». Напомним, что соглашение «код-шеринг» предусматривает совместное использование рейсов обеих компаний на авиалинии. В результате чего на каждый рейс авиакомпании выделяют в распоряжение друг друга по несколько мест в бизнес-классе и эконом-классе. Однако в «Газпромавиа« о готовящемся к подписанию код-шеринговом соглашении ничего не слышали. «Код-шеринговое соглашение может быть подписано лишь с авиакомпанией, выполняющей полеты.

В данном случае это невозможно», — сказала Дарья Полухина. Тем не менее госпожа Полухина заметила, что «Газпромавиа» может рассмотреть возможность предоставления авиакомпании «Интеравиа» «блоков кресел». «Однако на сегодняшний день по данному вопросу также никаких соглашений не подписано и договоренностей не достигнуто», — сказала Дарья Полухина. По мнению Олега Пантелеева, шансы «Газпромавиа» закрепиться в Томске на линии Москва-Томск-Москва минимальны, и особых предпосылок к тому, чтобы этот выход был более успешным, чем у предшественников, нет. Региональный менеджер по связям с общественностью S7 Group Евгений Филянин также настроен пессимистически: «Основным направлением деятельности авиакомпании «Газпромавиа» являются корпоративные авиаперевозки.

Тем более что «Газпромавиа« сложно отнести к системным перевозчикам, для которых расширение спектра услуг на рынке регулярных авиаперевозок — основа стратегии развития. Думаю, что открытие рейса в Москву может быть частью соглашения с томскими властями, которые регулярно приглашают новых авиаперевозчиков попробовать свои силы на местном авиарынке». Представитель S7 Group считает, что появление «Газпромавиа» в Томске на московском направлении не вызовет обострения конкуренции между перевозчиками: «Газпромавиа будет выполнять два вечерних рейса в неделю, которые на работу нашей авиакомпании не повлияют, поскольку мы выполняем ежедневные утренние рейсы. Кроме того, как показывает практика, какой бы перевозчик не приходил в Томск, рейсы S7 заполняются в первую очередь. Надеюсь, что с приходом «Газпромавиа« ситуация не изменится».