«Выход в регионы — ювелирная работа»

В середине ноября в Новосибирске открылся филиал Международного Московского банка, представители которого на пресс-конференции сразу заявили о том, что ММБ намерен стать лидером на рынке розничных банковских услуг в Новосибирске. О том, за счет каких факторов банк намерен реализовать поставленную задачу, а также о стратегии его работы на региональном рынке «КС» рассказал генеральный управляющий по частным и розничным клиентам ММБ МАКСИМ КОНДРАТЕНКО.

— Максим Дмитриевич, вы открыли представительство в Новосибирске в 2004 году. Почему так долго откладывали его преобразование в филиал? — Дело в том, что открытие представительства совпало с активизацией деятельности ММБ по региональной экспансии. Три года назад мы начали преобразовывать уже открытые ранее представительства в филиалы в тех городах, где был очевидный спрос со стороны корпоративных клиентов. Через некоторое время мы убедились, что в Новосибирске также необходимо открывать филиал, так как в городе было интересно присутствовать не только на корпоративном, но и розничном сегменте.

В течение двух лет мы решали организационные вопросы, подбирали персонал и помещение, ремонтировали офис. — Одновременно с Новосибирском вы зашли в Омск. С чем был связан выбор этого региона? — В области присутствуют наши корпоративные клиенты. Это дает нам определенные дополнительные возможности по привлечению клиентов-физических лиц. Кроме того, Омск входит в число приоритетных регионов, которые нас интересуют с точки зрения потребительского спроса и экономического развития. — Как будет строиться работа омского подразделения сейчас при учете последних событий — группа UniСredit купила АТФБанк, которому в свою очередь принадлежит омский Банк «Сибирь»? — Этот вопрос решается нашими акционерами, анализируются все возможности. В настоящий момент UniCredit Group присутствует на омском рынке в двух ипостасях — в виде представительства и дочерней кредитной организации. — Планируете ли дальше развивать филиальную сеть в округе? Каким образом? — В дополнение к имеющимся офисам в Новосибирске, Омске и Красноярске до конца текущего года мы планируем открыть представительство банка в Кемерове. Возможна также организация выхода в Барнаул, этот вопрос мы сейчас изучаем. — Обычно банки, активно проводящие региональную экспансию, формируют институт дирекций. Насколько эта тенденция характерна для ММБ? — ММБ стал заметным игроком на рынке розничных банковских услуг.

В числе задач, которые ставят перед нами акционеры, — увеличение доли рынка и повышение эффективности работы банка. Инфраструктура и оптимизация управления являются важными условиями решения этих задач. В частности, мы рассматриваем возможность создания региональных центров, координирующих деятельность филиалов. Но это очень сложная ювелирная работа, и ошибка в этом вопросе может очень дорого стоить: как в охоте на тигра — у вас есть только один выстрел. — В одном из предыдущих интервью вы отмечали, что порядка 10% российского рынка кредитования на покупку автомобиля — это доля Международного Московского банка. Какие у вас амбиции по этому сегменту рынка в регионах? — По данным экспертов, рынок автокредитования в России сейчас оценивается в $12 млрд, а в 2008 году, по прогнозам, он вырастет до $19–23 млрд. Автокредитный портфель ММБ на конец третьего квартала составляет около $964 млн. Так что в среднем наша доля в сегменте автокредитования сейчас немного меньше, при том что на рынок постоянно выходят новые игроки. Хотя в ряде регионов, например, в Ростове-на-Дону, наша доля превышает 10%. Какова будет доля ММБ в Сибири, пока сказать сложно. Дело в том, что авторынок за Уралом достаточно специфичен, в частности, существует рынок подержанных праворульных машин, поставленных частными лицами. Однако в регионах с ростом доходов населения растет интерес к покупке в кредит новых иностранных автомобилей. В такой ситуации мы можем предложить заемщикам очень конкурентоспособные условия. — Планируете ли вы развивать в регионах такое направление, как потребкредитование? — Да, конечно. Мы предлагаем клиентам потребительские кредиты на различные цели и кредитные карты. Весьма эффективным каналом привлечения клиентов оказывается так называемое сарафанное радио.

По нашим данным, порядка 30–40% клиентов приходят в банк по рекомендации друзей и знакомых. Мы также намерены активно работать с сотрудниками наших корпоративных клиентов. — Насколько интересен ММБ депозитный рынок в регионах, если учесть, что в Сибири ставки по вкладам традиционно существенно выше московских? — Как и у остальных банков со 100%-ным иностранным капиталом, в ММБ ставки по депозитам не очень высокие, но тем не менее мы считаем, что в Сибири достаточно наших потенциальных клиентов. Как правило, иностранный банк выбирают в первую очередь для того, чтобы обеспечить сохранность ресурсов. Также низкие ставки по депозитам — это оборотная сторона более низких ставок по кредитам, которые предоставляют «иностранцы». По нашим расчетам, спрос на депозитный продукт ММБ в Новосибирске будет такой, который позволит сформировать сбалансированную структуру регионального филиала. — По версии РБК, ММБ входит в число самых «ипотечных» банков в России. Какие ставите задачи по доле рынка? — Ипотека занимает все большую долю в бизнесе розничного банка. Наш банк действительно очень заинтересован в развитии ипотеки, т. к. этот продукт обеспечивает долгосрочные отношения кредитной организации с клиентом. По данным на конец III квартала, доля ипотечных кредитов в портфеле розничных кредитов ММБ составляет чуть более 20%, или порядка $350 млн (совокупный портфель банка — $1,5 млрд).

Думаю, что в Новосибирске доля ипотеки в портфеле филиала будет выше. По конкретным цифрам пока говорить рано. Наш филиал только начал свою работу, и мы будем внимательно следить за его развитием. — В текущем году вы начали активно работать с компаниями малого и среднего бизнеса. Планируете ли придерживаться этой стратегии в регионах? — Работа с предприятиями малого и среднего бизнеса входит в число приоритетных направлений развития бизнеса банка. С ростом деловой активности в этом сегменте в Новосибирске появляется все больше небольших предприятий, которым мы можем предложить достаточно широкий ассортимент кредитных продуктов с весьма конкурентоспособными условиями. — Какие инвестиционные проекты при участии ММБ сейчас реализуются в СФО? — В банке существует специализированное подразделение, занимающееся финансированием проектов в сфере недвижимости, но, насколько мне известно, реализованных проектов в этой области в этом регионе пока нет. — На пресс-конференции вы заявляли, что намерены стать лидером на рынке розничных банковских услуг в Новосибирске. В чем будет выражаться это лидерство? — Для начала мы намерены стать лидерами роста, обеспечив прирост кредитного портфеля и количества клиентов темпами, превышающими динамику рынка. Думаю, что в конечном итоге это даст нужный нам результат, и наша цель — занять лидирующие позиции на рынке — будет достигнута.