«Водочники» готовятся к новому году

Введение с января 2006 года поправок в закон о регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции неизбежно приведет к усилению позиций компаний федерального масштаба на сибирском рынке. По мнению экспертов, для того чтобы остаться на рынке, каждой из мелких сибирских компаний придется вложить в капитализацию своего бизнеса более $1 млн.

По данным компании «Бизнес Аналитика» (Москва), в СФО (города с населением свыше 100 тыс. чел.) в первом полугодии 2005 года доли рынка водки (по стоимости) были распределены следующим образом: ЗАО «Веда» (Ленинградская область) — 11,8%, ОАО «Спиртовый комбинат» (Мариинск, Кемеровская область) — 8%, ОАО «МНПО «Байкалфарм» (Бурятия) — 6,8%, ООО «Традиции качества» (Московская область) — 4,5%, ООО «Галакта» (Москва) — 4%, ОАО «Исток» (Северная Осетия) — 4%, ОАО «Омсквинпром» — 3,8%, Группа «ОША» (Омск) — 3,5%, ОАО «Иткульский спиртзавод» (Алтайский край) — 3,4%. Поправки к закону о производстве и обороте водки ставят крупных производителей в лучшие условия. На фото (слева) — президент ассоциации «Сибирский бальзам» и акционер ООО «Витта» Сергей Проничев. 

Согласно изменениям в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», с 1 января 2006 года производством и оборотом алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% (за исключением водки) вправе заниматься организации, имеющие уставный капитал не менее 10 млн руб. Производством водки вправе заниматься организации, чей уставный капитал составляет не менее 50 млн руб. Розничные продажи алкоголя могут осуществлять компании с уставным капиталом не менее 1 млн руб. в городе, в районных центрах — 800 тыс. руб., в деревнях — 150 тыс. руб.

Хотя поправки в ФЗ были внесены еще в конце июля 2005 года, большинство производителей крепкого алкоголя только к концу года начали думать о том, как в него «вписаться». В частности, один из лидеров производства водки в Новосибирске ОАО «ВИНАП» вопрос об увеличении уставного капитала путем увеличения номинала акций будет решать на внеочередном собрании акционеров 28 ноября. Сейчас уставный капитал компании разделен на 143,6 млн обыкновенных акций номиналом в 0,001 руб. и равен 143,6 тыс. руб. Крупным предприятиям закон ничем не угрожает. По мнению большинства участников рынка Сибири, вступление в силу новой буквы закона не окажет серьезного влияния на работу крупных производителей алкоголя.

«Для предприятия, имеющего сильные торговые марки либо преференции на сбыт в «своем» регионе, этот закон не станет камнем преткновения. Однако как комплекс мер закон, безусловно, скажется на рынке. Прежде всего он ориентирован на уход де-юре и де-факто мелких производителей алкоголя, мелких оптовиков и мелких розничников, — считает начальник отдела маркетинга ООО «Витта« (Новосибирск) Константин Наумов. — Цель закона — в максимально короткий срок консолидировать отрасль в руках крупных, хорошо известных компаний, что должно значительно повысить контроль над производством и продажей алкоголя». Потребитель же, по словам Наумова, взамен на уверенность, что он не купит контрафактную продукцию, будет платить минимум на 10% дороже.

«С рынка уйдут «гаражные« производители алкоголя. На мой взгляд, производители водки мощностью более 50 тыс. дал в месяц сумеют сохранить свои позиции на рынке», — уверен генеральный директор ЗАО «Алтайросспиртпром» (мощность 90 тыс. дал) Геннадий Пронский. Впрочем, его компания еще не решила проблему увеличения уставного капитала. Начальник отдела маркетинга ОАО «Новокузнецкий ликероводочный завод» Оксана Концедалова убеждена, что в новых условиях преимущества получат компании, располагающие не только мощностями, но и собственными торговыми точками. «У нас в Кузбассе 23 торговые точки, запатентованные брэнды и собственный транспорт. В отличие от многих других компаний, которые выделили свои активы в отдельные ЧП, мы сохранили консолидацию, что в условиях, когда производством и реализацией алкоголя смогут заниматься только юрлица, является огромным плюсом», — говорит Концедалова. Большинство участников рынка не говорят, за счет чего они намерены увеличивать уставный капитал предприятий. «Это вопрос учредителей и акционеров; он решаем», — заявил генеральный директор Мариинского спиртового комбината Владимир Данильченко.

По оценкам экспертов, выполнения требований нового закона обойдется каждому предприятию более чем в $1 млн. «Существует всего три способа повысить уставной капитал, — рассказывает эксперт ИК «Финам« (Москва) Александр Корниенко. — Во-первых, за счет приобретения нового имущества, однако данный вариант связан с дополнительными затратами — в частности, с необходимостью выплаты НДС. Во-вторых, за счет внесения учредителями дополнительных вкладов в уставный капитал, таким образом доводя его размер до требуемого законом. И наконец, внесение вкладов третьими лицами — новыми акционерами, за счет средств которых увеличивается уставный капитал». Эксперты предполагают, что крупные компании, скорее всего, прибегнут ко второму варианту, а более мелкие должны будут либо размыть структуру своего капитала, возможно, даже передав контроль третьим лицам (в этом случае увеличение уставного капитала будет формой продажи бизнеса), либо закрыться. Кроме этого, аналитики склонны усматривать в новом законе преференции для компаний национального масштаба.

«С проблемой столкнутся 30–40% ликероводочных заводов в России, и справиться с ней смогут немногие. На рынке появится большое число заводов, выставленных на продажу, так как предприятия должны будут либо переориентироваться на выпуск другой продукции, что потребует огромных инвестиций, либо продать свои мощности крупным игрокам. С одной стороны, крупные компании получат долю рынка своих прежних мелких конкурентов, практически ничего для этого не сделав, с другой — появится возможность увеличить свои мощности за счет покупки более мелких предприятий по невысокой цене», — считает финансовый аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская. «Значительно увеличенные сборы за выдачу лицензий, также накладывают ограничения на размеры бизнеса производителей спиртосодержащей продукции. Если раньше сбор за право производства, хранения и реализации этилового спирта составлял 50 тыс. руб., то сейчас он увеличен до 3 млн. Получение таких лицензий будет рентабельно лишь при большом обороте производителя«, — подчеркивает аналитик «АВК-Аналитика» (Санкт-Петербург) Светлана Труханович.