«АЛПИ» и 7%

Один из крупнейших ритейлеров Сибири — компания «АЛПИ» (Красноярск) — собирается установить новый рекорд размещения региональных эмитентов на долговом рынке. 1,5 миллиарда рублей на три года «АЛПИ» намерена занять «не более чем под 7%». Участники рынка называют эту заявку очень оптимистичной. Сеть гипермаркетов «АЛПИ» — одна из крупнейших в СФО.

С апреля 2003 года было открыто более 17 действующих гипермаркетов в семи городах Сибири общей площадью более 400 тыс. кв. м. В планы «АЛПИ« на 2006 год входит открытие порядка 25 гипермаркетов. В этот проект планируется вложить более 6 млрд руб. 21 апреля советом директоров ООО «АЛПИ-Инвест» (управляет сетью одноименных гипермаркетов) принято решение о размещении дебютного облигационного выпуска на сумму 1,5 млрд рублей на три года. Номинальная стоимость ценных бумаг — 1000 рублей каждая. Облигации планируется разместить по открытой подписке на ММВБ. Как говорится в сообщении компании, облигации обеспечены поручительством со стороны ОАО «АЛПИ», ООО «Птицефабрика «Сибирская губерния» и ОАО «Птицефабрика «Сибирская губерния» (входят в холдинг «АЛПИ«). Финансовый директор ООО «АЛПИ-Инвест» Светлана Гаврилова сообщила корреспонденту «КС», что компания планирует дебютировать на долговом рынке до конца июня: «В настоящее время мы не можем назвать организатора займа, а также инвесторов, но интерес к размещению достаточно высокий.

По нашим расчетам, «АЛПИ-Инвест« удастся занять деньги по цене не более 7% годовых. Привлеченные ресурсы будут направлены на пополнение оборотных средств и в наши строительные проекты». Аналитик Банка Москвы Егор Федоров отметил, что в настоящее время на российском рынке корпоративных облигаций обращаются 330 выпусков ценных бумаг 240 эмитентов. На подходе — ценные бумаги еще 144 компаний на общую сумму 233 млрд рублей. «Тем не менее я считаю, что облигации «АЛПИ» могут быть интересны инвесторам. Компания хорошо диверсифицирована. Сейчас все крупнейшие ритейлеры заказывают различным производителям выпуск товаров под своим брэндом, которые затем реализуются в сети. Для «АЛПИ«, развивающей птицеводческий проект, это преимущество», — говорит собеседник «КС». Начальник отдела анализа рынка долговых обязательств аналитического управления Инвестиционного банка «КИТ Финанс» (Санкт-Петербург) Владимир Малиновский также считает, что выпуск будет интересен инвесторам: «Этот сегмент рынка интенсивно развивается, инвесторы в него верят, бумаги будут востребованы.

Минимальный размер эмиссии, обеспечивающий нормальную ликвидность, сегодня составляет 1 млрд рублей, поэтому многие заемщики облигаций занимают по 1,5–2 млрд». «В результате размещения у «АЛПИ« появится больше денег, но, на мой взгляд, этот формат в Сибири не имеет потенциала поглощений, поэтому новые площадки придется строить, а это требует больших затрат, не только материальных, но и временных. При том, что другие игроки тоже не стоят на месте», — комментирует действия конкурента директор по корпоративному управлению ГК «Сенсация» (развивает сеть «Пятерочка» в Новосибирске) Александр Агеев.

Куда скептичнее участники рынка отнеслись к 7-процентной ставке, под которую «АЛПИ» рассчитывает привлечь деньги на долговом рынке. Партнер по маркетингу DSO Consulting Сергей Дьячков не исключает, что «облигации размещаются для того, чтобы рефинансировать текущие займы «АЛПИ» (под более низкий процент). Но не факт, что это удастся, так как стоимость привлечения средств на долговом рынке растет. Если компании все-таки удастся занять под заявленный процент, то это скорее всего будет не рыночным размещением, а «предпродажным« выпуском, главная цель которого — создание публичной кредитной истории компании перед будущим размещением ее акций на фондовом рынке». «Облигации лидера российского рынка ритейла — компании «Пятерочка» — с погашением в 2010 году торгуются с доходностью 8,7% годовых, трехлетние облигации «Газпрома« — с доходностью 7,3%.

При каких условиях малоизвестный эмитент второго эшелона может занять на долговом рынке средства на три года под 7% годовых, непонятно», — считает аналитик одного из крупнейших федеральных банков. Егор Федоров из Банка Москвы говорит о том, что «АЛПИ» может приблизиться к заявленной ставке, если представит оферту в районе года — максимум полутора, «да и в этом случае приемлемый уровень доходности скорее всего составит 9–9,5%. Это нормальная цена — большинство долгосрочных ценных бумаг компаний, работающих в пищевом секторе и ритейле, сегодня торгуется с доходностью 10–12%». Александр Агеев считает, что «АЛПИ» удастся занять минимум под 10–11% годовых, в том случае, если по итогам 2005 года выручка компании составит не менее 7 млрд рублей.