«Алтай сегодня у всех на устах»

Празднование 250-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав России совпало с полугодием с момента формирования нового состава исполнительной власти Республики Алтай во главе с Александром Бердниковым. Срок достаточный для того, чтобы сформулировать приоритеты социально-экономического развития региона.

О некоторых из них в интервью СВЕТЛАНЕ ЧИСТЯКОВОЙ рассказал заместитель председателя правительства Республики Алтай РОБЕРТ ПАЛЬТАЛЛЕР. — Роберт Робертович, как вы оцениваете экономический потенциал РА? — Государственным собранием — Эл Курултаем Республики Алтай — одобрена к реализации разработанная правительством «Программа социально-экономического развития Республики Алтай до 2010 года». Этот документ четко показывает приоритеты и потенциал региональной экономики, а также дает представление об ее разнообразии, показывает, что она не исчерпывается только огромными туристско-рекреационными возможностями. Мы считаем, что значительное поле для роста есть у сельскохозяйственного производства, строительной отрасли, лесопереработки, переработки лекарственного сырья и добычи полезных ископаемых.

Так, правительство Москвы заканчивает строить в Чуйском районе РА (село Сейка) волластонитовую фабрику, которая будет работать на местном сырье. Уже вложено 600 млн руб. Фабрика даст нам 100 рабочих мест. Отдельно стоит отметить, что мы уделяем большое внимание реализации приоритетных национальных проектов, обозначенных президентом РФ. — В сибирских регионах в мае текущего года запущен процесс подготовки региональных стратегий развития субъектов РФ до 2020 года. Работа ведется под личным патронатом полпреда в СФО Анатолия Квашнина. Как она идет в РА? — Мы также занимаемся этим направлением и выбрали муниципальное образование, где будет реализован пилотный проект разработки долгосрочной стратегии. Им стал Майминский район. На нем мы пройдем обкатку, а затем будем тиражировать этот опыт на другие муниципалитеты и уже потом приблизимся к подготовке стратегического документа для республики в целом. — В настоящее время в республике нет собственных энергогенерирующих мощностей, все электричество она импортирует. И все же некоторые эксперты полагают, что строительство Горно-Алтайской ГЭС — не самый изящный способ решения энергетической проблемы.

— Успешное и динамичное развитие региона, его промышленного потенциала невозможно без собственной энергетики, поэтому в целесообразности возведения ГЭС у нас сомнений нет. К тому же за ОАО «Алтайская ГЭС» стоит серьезный инвестор. Речь идет о возведении усеченного (по сравнению с проектом, который был разработан в советское время) энергогенерирующего объекта с высотой плотины 57 метров и мощностью до 140 МВт. Такого объема генерации нам бы хватило даже с учетом растущего потребления до 2010 года. Однако в период прохождения зимнего максимума ГЭС будет выдавать от 40 до 70 МВт, в то время как мы нуждаемся в 105 МВт. Поэтому в труднодоступных для транспортировки электроэнергии районах республики мы намерены развивать малую гидроэнергетику — строить малые и мини-гидростанции. Так, уже в следующем году будет запущена первая небольшая гидроэлектростанция в поселке Джазатор. Большие надежды мы возлагаем на газ.

С его приходом в республику мы планируем начать строительство газотрубных станций, которые будут, кроме тепла, выдавать в сеть и электричество. Это также позволит в зимний период восполнять недостаток электроэнергии в регионе. Для обеспечения системного подхода в решении энергетической проблемы в настоящее время дорабатывается (и вскоре будет выноситься на рассмотрение регионального парламента) отраслевая программа по развитию энергоотрасли. — Не утихает полемика вокруг газопровода «Россия — Китай». Как идет реализация проекта и насколько объективны разговоры о серьезных издержках при его реализации с точки зрения экологии, историко-культурного и археологического наследия? — В настоящее время уточняется трасса газопровода, для чего на федеральном уровне создана рабочая группа, в которую от республики вошли я и председатель комитета Госсобрания РА Николай Тайтаков.

По предварительным данным, газопровод зайдет на территорию РА с Солнешенского района Алтайского края, пройдет на Усть-Кан, далее протянется до Усть-Коксы и через Чуйский тракт выйдет на Кош-Агач и плато Укок. Согласно плану работ, в текущем году будет утверждена трасса и подготовлена генеральная схема газопровода, произведены необходимые согласования. В 2007 году будут осуществляться проектные работы, а с 2008 года начнутся строительные. Что касается проблемы издержек, то я хочу подчеркнуть, что территория покоя Укок разделена на три зоны — «А», «Б» и «В». В зоне «В« по всем нормам можно хозяйствовать, в том числе и провести газопровод. После его строительства нужно будет осуществить комплекс мероприятий по рекультивации земель, которые нивелируют вмешательство в эту территорию. Обратите внимание на близкий и понятный всем опыт Алтайского края, где по территории Троицкого района проходит участок газопровода «Бийск-Горно-Алтайск». Он совершенно не мешает развитию сельского хозяйства, там растут хлеба. Комментарии излишни. Я вам больше скажу ознакомьтесь с письмами не согласных со строительством газопровода, которые шлются на имя правительства РФ, полпреда в СФО Анатолия Квашнина, главы РА Александра Бердникова и даже губернатора Алтайского края Александра Карлина. Под ними нет ни одной подписи жителей Республики Алтай, зато стоят подписи москвичей, новосибирцев, жителей Барнаула. Может быть, заморозить проект нужно кому-то извне нашего региона? Строительство газопровода даст республике дополнительные рабочие места.

По линии его прохождения будут газифицированы все поселки, такая договоренность с «Газпромом» у нас есть. Таким образом, газопровод станет не просто транзитным, а будет иметь огромное социальное значение для нашего региона. — Как развивается проект газификации РА в рамках строительства газопровода Барнаул-Бийск-Горно-Алтайск с отводом на Белокуриху? — Сегодня возобновлено строительство участка от Барнаула до Бийска. Предполагается, что он будет полностью завершен в 2006 году. Параллельно ведутся проектные работы по участку Бийск-Горно-Алтайск. Его строительство начинается, в 2007 году.

Пока ветка газопровода тянется до нашей столицы, мы ведем проектные работы по газификации Горно-Алтайска и Майминского района, на эти цели в 2006 году из регионально бюджета выделено 38 млн руб. — Очевидно, что развитие туризма — один из приоритетов в социально-экономическом развитии республики. Каков вклад этой отрасли в бюджет субъекта Федерации сегодня? — К сожалению, пока он слишком мал. По итогам 2005 года эта сумма составила всего 18 млн руб. За год, по экспертным оценкам, в РА въезжает порядка 600–650 тысяч туристов. По целому ряду косвенных оценок, они ввозят 3–3,5 млрд руб. Думаю, в настоящее время в этой отрасли две важнейших задачи, которые необходимо решать параллельно. Во-первых, сосредоточиться на повышении качества услуг, а кроме того, очевидно, что необходимо выводить эту отрасль из тени. Туризм — это прежде всего малое предпринимательство. В регионе принята программа поддержки предпринимательства до 2010 года. К сожалению, пока в силу дефицитности бюджета она не финансируется в желаемом объеме. Так, в этом году мы имеем на субсидирование процентной ставки по кредитам на реализацию каких-то интересных проектов всего 9 млн руб., что позволит привлечь в экономику республики всего около 100 млн руб. Мы ставим себе задачу в 2007 году предусмотреть в региональном бюджете на эти цели не менее 100 млн руб., что позволит привлечь в экономику РА не менее 1 млрд руб.

— Создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Как идет работа по участию в федеральном конкурсе? Есть ли перспектива создания единой для Республики Алтай и Алтайского края ОЭЗ? — Часть документации для участия в конкурсе мы уже направили в Москву, другая, содержащая дополнительные данные, в скором времени также будет отправлена в Минэкономразвития РФ. Пока речь идет о создании самостоятельной для РА ОЭЗ, что поможет стимулировать развитие отрасли, так как предусматривает определенные преференции для предпринимательства, например, налоговые льготы на первые пять лет и ряд других возможностей. Под создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа мы планируем площадь земли в 100 га в районе озера Манжерок. Там предполагается размещение туристических и оздоровительных объектов, рассчитанных на одновременное проживание примерно пяти тысяч отдыхающих. Потенциальным резидентам ОЭЗ мы предлагаем подписать меморандум — документ, предусмотренный требованиями заявки для участия в конкурсе. Свою заинтересованность уже высказали «Внешторгбанк», банк «Алемар», правительство Москвы, РАО «ЕЭС России», «Томсктрансгаз» («дочка» «Газпрома»). Между инвесторами, которые подпишут меморандум с правительством Республики Алтай, будет проводиться конкурс на участки для строительства. Участков будет 15–20. Пока мы двигаемся параллельно с нашими соседями в деле создания ОЭЗ.

В то же время мы не исключаем возможности, что республика и край объединят усилия в части, например, реализации проекта «Бирюзовая Катунь». В целом сотрудничество в этой отрасли мне кажется очень целесообразным, хотя бы потому, что все туристско-рекреационные проекты вдоль реки Катунь уже сегодня осуществляются совместными усилиями, поскольку у нас общая инфраструктура. — В последнее время заметно расширилось сотрудничество РА и Москвы в туротрасли. — Мы очень активно сотрудничаем с Москвой сразу в нескольких направлениях, начиная от развития Горно-Алтайского аэропорта и заканчивая строительством санатория на реке Катунь. Мы уже провели ряд встреч в мэрии Москвы, к нам в свою очередь приезжала делегация под руководством вице-мэра столицы. В настоящее время готовится подписание соответствующего соглашения между двумя субъектами РФ.

О масштабе проекта создания санатория говорит хотя бы выделяемая под строительство площадь — 34 га земли. В целом мы наблюдаем значительный интерес к сотрудничеству с РА в сфере туризма не только со стороны других субъектов РФ, но и со стороны крупных городов и корпораций России: Алтай сегодня у всех на устах. — Вы сказали о планах по расширению аэропорта… — В расширении возможностей горно-алтайского аэропорта республика очень заинтересована. Интерес к этой теме выразила не только Москва, но и другие наши партнеры. Заинтересованность понятна: все хотят летать к нам напрямую, а не через другие сибирские аэропорты. Программа развития аэропорта предполагает два этапа.

Первый мы уже почти реализовали: с 10 июля текущего года аэропорт начнет принимать самолеты малой авиации Ан-2, Як-40 и другие суда. Реализация второго этапа предполагает проведение реконструкции аэропорта и удлинение взлетно-посадочной полосы, с тем чтобы он мог принимать большие воздушные суда из Москвы, Новосибирска, Кузбасса, Тюмени уже в 2007 году. — Как бы вы оценили качество сотрудничества нового состава правительства с новым составом Госсобрания РА? Прежние составы ветвей власти РА далеко не всегда находили понимание. — Я расцениваю это сотрудничество как очень конструктивное. Только объединив усилия, мы можем стать эффективной властью для населения своей республики.