«Дельтализинг»: клиенты нам доверяют

Профиль — лизинг Конкуренция на сибирском рынке лизинга ужесточается. На подготовленную почву и к «раскрученным» клиентам приходит все больше московских компаний, а сами лизингополучатели требуют все более выгодных условий заключения сделок. Об особенностях игры на этом рынке, а также о тенденциях изменения спроса в 2005 году и прогнозах на текущий год «СУ» рассказала региональный директор ЗАО «ДельтаЛизинг» (один из лидеров сибирского рынка) ЕЛЕНА ДЕРГАЧ. — Елена, каковы итоги работы вашей компании в Сибири в 2005 году? — Наша компания в прошлом году совершила серьезный рывок на Сибирском рынке.

Прирост портфеля по итогам 2005 года превысил 300%. Наиболее активно в Сибири работали новосибирское и омское представительства, во втором полугодии активизировался красноярский офис. Таким образом, в прошлом году стоимость заключенных нами договоров лизинга составила $15,151 млн. Кроме того, компания «ДельтаЛизинг» продолжила расширение своей сибирской сети. В конце 2005-го — начале 2006 года были открыты представительства компании в Томске и Барнауле, курируемые новосибирским офисом, а до конца мая мы намерены прийти в Кемерово. Из значимых событий недавнего прошлого я бы назвала и то, что в Новосибирске в начале 2006 года филиал «ДельтаЛизинга» переехал в новый собственный офис, расширил штат.

Это было обусловлено тем, что в минувшем году наше предложение пользовалось очень высоким спросом у клиентов, мы резко выросли, и на прежних площадях стало тесно. — На какое оборудование был наиболее высокий спрос в минувшем году? — В нашей компании традиционно высоким спросом у лизингополучателей пользуется оборудование для производства пластиковых окон, для пищевой промышленности, деревопереработки, торговое оборудование, а также автотранспорт. Стоит отметить, что в каждом регионе на территории СФО уже существует своя специфика спроса. Например, в Западной Сибири наиболее востребовано полиграфическое оборудование. Во многом потому, что эта отрасль в 2005 году активно обновлялась, укрупнялась, и у компаний сформировался стабильный спрос на новое дорогостоящее оборудование. В Новосибирске также велика доля заказов от торговых предприятий и компаний, занимающихся производством различных видов упаковки. Тенденция вполне объяснима — эти отрасли сейчас чрезвычайно быстро развиваются.

В Барнауле традиционно больше заказов от предприятий торговли и АПК, в Томске очень велика потребность в производственном оборудовании для машиностроения. Красноярский портфель по большей части состоит из лесозаготовительной, строительной техники, транспортных средств. — Какую долю рынка вы занимаете и не планируете ли ее увеличить? — На своем сегменте рынка в Сибири, а именно лизинг для предприятий малого и среднего бизнеса, мы стабильно входим в пятерку лидеров среди местных и московских компаний (если сравнивать их сибирский портфель). Безусловно, мы хотим увеличить свою долю, но все будет зависеть от рынка, от активности и агрессивности игроков. С одной стороны, те же московские компании идут на уже подготовленный рынок, где им проще работать, и они могут демпинговать. Но с другой стороны, процесс принятия решений у них гораздо длиннее, чем в «ДельтаЛизинге», так как многие сделки утверждаются на кредитных комитетах в Москве, что затягивает срок подписания договора. Клиенты об этом знают и делают соответствующие выводы.

Хотелось бы отметить, что решение кредитного комитета нашей компании является окончательным. У нас нет необходимости увязывать его с банками и прочими кредитными организациями в отличие от других лизингодателей. Этот факт тоже сказывается на сроках заключения сделок. — Произошло ли изменение условий предоставления лизинга в вашей компании? — Безусловно. Рынок лизинга в регионах Сибири активно развивается, на него приходят новые компании, которые вносят в деятельность свои коррективы, конкуренция ужесточается, клиенты требуют более выгодных условий. Например, в нашей компании в 2005 году произошло достаточно много изменений в условиях предоставления оборудования в лизинг. Был снижен авансовый платеж, который клиенту необходимо заплатить при заключении сделки, с традиционных 25% до 15% от стоимости оборудования. Кроме того, было принято решение об увеличении максимального срока финансирования сделки с пяти до семи лет. Разработана и используется система авансовых платежей к зачету. Согласно этой системе, наша компания может вступить в сделку лизинга на любом этапе ее реализации. Например, клиент проплачивает аванс поставщику за оборудование, а потом в компании неожиданно меняется ситуация, и он не может рассчитываться по традиционной схеме кредитования. Отказаться от сделки нельзя, так как разрыв договора предусматривает жесткие санкции. В такой ситуации в процесс финансирования можем вступить мы, и сделка из обычной кредитной может быть переведена в более дешевую лизинговую. Таких запросов к нам сейчас поступает довольно много.

Для удобства клиентов мы предоставили возможность выбора балансодержателя, внедрили гибкие графики погашения: регрессивные, прогрессивные, сезонные, банковские. В 2005 году в нашей компании была разработана специальная программа автолизинга, позволяющая принимать решение об удовлетворении заявки, поступившей от клиента, в течение всего трех дней. В прошлом году мы уделили серьезное внимание автоматизации анализа финансового состояния потенциального клиента. Новая скоринговая программа позволяет нам принимать решения по заявкам качественных клиентов на сумму до $100 тыс. в течение всего нескольких дней.

Для сравнения: еще год назад минимальным сроком утверждения таких заявок были две недели. — Какие изменения в спросе вы заметили в этом году? Появление каких тенденций ожидаете? — В начале 2006 года резко увеличился спрос на лизинг недвижимости. Хотя этот сегмент рынка пока развивается не так активно, как хотелось бы. Основным тормозом является юридический аспект: достаточно жесткие требования к прозрачности сделок и чистоте документов продавца и покупателя, а также некоторые законодательные пробелы, которые усложняют процедуру регистрации сделки. Тем не менее рынок лизинга недвижимости обладает наибольшим потенциалом роста. По сделкам с недвижимостью мы можем предложить семилетний срок финансирования.

Повысился спрос на дорогие машины представительского класса, которые оформляются через лизинговые схемы именно с целью оптимизации налогооблагаемой базы. В 2006 году фиксируется рост спроса на покупку в лизинг строительной, дорожной и складской техники, различного производственного оборудования — от оборудования для мебельного производства до высокотехнологичного машиностроительного оборудования. В целом можно сказать, что как только какая-либо отрасль производства начинает активно развиваться в регионе, это неминуемо отражается на структуре портфеля универсальных лизинговых компаний. На правах рекламы