«Байкалфарм» ставит на перспективу

На высококонкурентный алкогольный рынок Западной Сибири вышел новый игрок — компания «Байкалфарм» (Улан-Удэ). С открытием представительства в Новосибирске компания рассчитывает занять около 12% местного рынка. Участники рынка сомневаются, что «Байкалфарм» получит желаемую долю, хотя потенциал для развития существует. Завоевать лояльность покупательской аудитории нелегко, и успех будет напрямую зависеть от объема финансирования регионального развития. ОАО «Байкалфарм« основано в сентябре 1991 г. В Западной Сибири компания представлена тремя марками в «премиум»-классе — «Арсенал», Russika и Virgin, — семью видами в среднем и эконом-классе — «Крепаль», «Шумак», «Бурятия», «Амрита», «Авангард», «Старый век» и «Байка», тремя настойками крепостью до 25% — «Черносливовая», «Черемуховая» и «Рябиновая», а также двумя бальзамами — «Амрита» и «Бурятия». Сибирская водочная компания — официальный дистрибьютор компании «Байкалфарм» по Западной Сибири — зарегистрирована в ноябре прошлого года. Ранее продукция «Байкалфарма» не была представлена в Западной Сибири, поэтому с появлением новосибирского представительства компания открывает для себя новый рынок. Прежде чем проводить широкую рекламную поддержку она наращивает дистрибуцию в регионе, на первом этапе за счет магазинов мелкой розницы. Сейчас продукция «Байкалфарма» представлена в 150 торговых точках. «Прежде, чем выходить на крупные супермаркеты, где покупатель более притязательный, мы начали с мелкой розницы, чтобы посмотреть отклики населения спальных районов на нашу продукцию, — поясняет начальник отдела маркетинга и рекламы Сибирской водочной компании Евгений Хмелевский. — Мы и дальше будем прорабатывать это направление торговли и одновременно выходить на большие торговые сети». Заявляя о намерении завоевать как минимум 12% сибирского алкогольного рынка, представители компании понимают, что бороться придется с крупными федеральными марками, уже зарекомендовавшими себя. «Сложность в том, что крупные игроки, которые уже давно присутствуют на рынке Новосибирска, осваивают освободившиеся ниши намного быстрее, чем мы, — отмечает Хмелевский. — Это связано не только с большими рекламными бюджетами и известностью марок, которые представлены не по одному году на рынке, но и с огромными производственными мощностями, расположенными в непосредственной близости к нашему региону». Стоит отметить, что у «Байкалфарма» тоже есть планы по расширению производства в Сибири, и переговоры в этом направлении уже идут. Другие участники алкогольного рынка пока сомневаются в возможности «Байкалфарма» занять заявленную долю. «Оценивая объективно нового игрока, я сомневаюсь в том, что они смогут добиться 12%, — говорит заместитель директора по продажам компании «Союз-Виктан» Сергей Хмельниченко. — Даже лидеры рынка не имеют сейчас 10%. Кроме того, на алкогольном рынке ярко выражена лояльность не столько конкретной марке, сколько производителю. Сейчас сформировался круг производителей, работающих в среднем и «среднем плюс» сегментах, потребитель привык к ним и их маркам и в большей степени ждет новинок от них. Он готов переходить от одной марке к другой, но хочет быть уверен в производителе. Новой компании будет тяжело «перетянуть« аудиторию». Впрочем, определенные основания для амбициозных планов у «Байкалфарма» все-таки есть. По словам руководителя пресс-службы корпорации «Омсквинпром» Татьяны Максименко, «Байкалфарм» — один из немногих алкогольных производителей СФО, показывающих в последнее время положительную динамику развития. «Их стремление усилить собственные позиции в Сибири заслуживает уважения. Сделать это будет непросто, — считает она. — По данным агентства «Бизнес Аналитика», на сибирском рынке лидируют «Веда» («Русский размер») — 9,4%, «Омсквинпром» («Пять озер») — 8%, «Галакта» («Мороз и солнце«) — 7,7%». Поспособствовать быстрому продвижению «Байкалфарма» может правильный выбор сегмента. «Средний» и нижний «премиумный» — это самые быстрорастущие сегменты. Но они также наиболее высококонкурентны: здесь сильны позиции таких марок, как «Путинка», «Пять озер», «Русский размер» и «Зеленая марка», — говорит брэнд-директор ОАО «ФормулаХолдинг» Максим Спиридонов. — Все будет зависеть не только от амбиций компании, но и от ее финансовых ресурсов, возможностей производства, дистрибуции и маркетинга. Водочный рынок очень насыщен, и после кризиса 2006 г. конкуренция будет только усиливаться, крупные федеральные игроки, такие как «Кристалл» и «Веда«, объявили о своих планах по выводу новых брэндов и активной экспансии в регионы». Руководитель отдела оценки и бизнес-планирования Консалтингового центра «Алтекс» Александр Герман отмечает, что лидеры алкогольного рынка выделяются не общей известностью, а широкой представленностью в торговых точках, что характерно для рынка, где существуют большие ограничения по рекламе. «На любом рынке всегда найдется место более сильному игроку. «Байкалфарм« я считаю сильным игроком, поэтому размер их доли рынка будет зависеть от совокупности конкурентных преимуществ и реальных шагов. Думаю, что в условиях динамичного развития ритейла в регионе в целом и в нашем городе в частности такой крупный производитель будет интересен многим розничным сетям». Как стало известно «КС», новосибирское представительство «Байкалфарма» уже достигло договоренностей с сетью супермаркетов «Холидей Классик», куда продукция «Байкалфарма» поступит в ближайшее время. Другие ритейлеры пока только присматриваются к новому производителю, продолжая отдавать предпочтение проверенным маркам. «Полочное пространство магазинов не безгранично, поэтому выбор в первую очередь мы делаем в пользу лидеров рынка, компаний, к которым потребитель сформировал лояльное отношение, — комментирует руководитель отдела рекламы сети магазинов «Квартал» Наталья Маркина. — Коммерческого предложения в адрес нашей компании от «Байкалфарма« еще не поступало, поэтому давать комментарий по сотрудничеству преждевременно, но за развитием этой компании будем следить».