«Беркут» разочаровался в «премиуме»

Как стало известно «КС», один из двух лицензионных производителей бензина АИ-93 в Новосибирске — сеть АЗС «Беркут» — рассматривает возможность отказа от этого вида топлива. Во всяком случае с декабря производство АИ-93 на предприятии остановлено. Это решение там объясняют двойным налогообложением: с января 2007 года изменился порядок уплаты акцизов. Впрочем, второй производитель — холдинг «Трансервис» — останавливать свою линию по производству АИ-93 не собирается. Участники новосибирского розничного рынка ГСМ вообще не видят отличий АИ-93 от ГОСТовского бензина АИ-92 и считают законодательные ограничения для производителей этой марки топлива совершенно справедливыми. ООО «Беркут» занимает третье место по объемам продаж на новосибирском рынке ГСМ и контролирует около 12% розничного рынка топлива. Технология производства АИ-93 основана на увеличении октанового числа базового нефтепродукта путем смешивания его с присадками. Базой для АИ-93 является АИ-92. Сложность в производстве АИ-93 заключается в точности добавления присадок и качестве их разведения. Именно последний параметр отличает бензин промышленного производства от «бодяжного», разведенного в цистерне. Приостановив производство АИ-93, руководство «Беркута» рассматривает возможность полностью отказаться от продаж этого вида горючего. Фото Михаила ПЕРИКОВА По словам коммерческого директора сети АЗС «Беркут» Александра Рункова, компания еще в декабре 2006 года остановила свои мощности по производству бензина марки АИ-93. «Это связано с изменениями с 1 января 2007 года порядка уплаты акцизов. Теперь акциз уплачивается и нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ), и организациями, перерабатывающими бензин до более высокого октанового числа, — комментирует господин Рунков. — Конечно, какой-то приемлемый выход из этой новой ситуации найти было бы можно, но мы решили этим не заниматься». Впрочем, окончательное решение об отказе от производства АИ-93 на «Беркуте» еще не принято. «Наших запасов АИ-93 хватит до 10 апреля. Есть время все хорошо обдумать и принять правильное решение. Возможно, мы возобновим производство, возможно, будем закупать эту марку бензина у других производителей или же остановим свой выбор на АИ-92», — говорит Рунков. Сейчас АИ-92 и АИ-93 на автозаправках «Беркута» продается по одной цене — 19 руб. То, что новое законодательство усложняет производителям АИ-93 жизнь, констатирует и заместитель генерального директора Омского НПЗ (актив «Газпром нефти») Владимир Буланов: «Если АЗС взяла подакцизный бензин и на его основе произвела новый подакцизный бензин, на стоимость акциза увеличились затраты заправки, и соответственно, снизилась прибыль». Впрочем, второго новосибирского производителя АИ-93 изменения в законодательстве не пугают. «Эти трудности решаются юридически, — объясняет генеральный директор холдинга «Трансервис« (16 АЗС) Константин Терещенко. — Чтобы акциз, уплаченный на НПЗ, не платить второй раз, мы просим завод предоставить нам счет-фактуру с уже уплаченным акцизом. Поэтому никаких проблем не испытываем. Мы доказываем налоговым органам, что акциз один раз уже был заплачен и платить его второй раз не нужно». Если «Беркут» продает АИ-93 параллельно с АИ-92, то на АЗС «Трансервиса» предлагается только АИ-93. «Это политика компании. Мы предлагаем бензин более высокого качества», — говорит господин Терещенко. О том, что у нефтепереработчика есть законная возможность уйти от двойного налогообложения, говорит и руководитель юридического отдела ГК «Баланс» Евгений Нафтаев: «До 1 января 2007 года существовала система получения специальных свидетельств о регистрации лиц, совершающих операции с нефтепродуктами. Подобная система позволяла не уплачивать акциз НПЗ в случае передачи бензина для дальнейшей переработки лицам, имеющим свидетельство. С этого года порядок уплаты акцизов изменился. При новой системе переработчик бензина может избежать двойной уплаты акциза только в том случае, если НПЗ предоставил ему необходимые для применения налогового вычета документы». Опрошенные «КС» новосибирские операторы розничного рынка ГСМ не прогнозируют изменений на рынке в связи с возможным отказом от производства АИ-93. «Комментировать здесь особо нечего, — говорит заместитель генерального директора ОАО «Новосибирскнефтепродукт ВНК« Сергей Курсов. — Ситуацию с производством в Новосибирске 93-го бензина можно сравнить с производством самогонки. Гнала бабуля самогон и однажды перестала. Это что событие? В разговорах продавцов АИ-93 о заботе об автомобилистах есть большая доля лукавства». «Если бы АИ-93 производился из АИ-92, как того требует лицензия, то стоимость этого бензина была бы на 15–20% выше. Но на деле АИ-93 на АЗС стоит столько же сколько и АИ-92», — говорит топ-менеджер одной из новосибирских сетей АЗС. Заместитель генерального директора по общим вопросам ОАО «Нефтебаза «Красный Яр» Олег Перевозчиков также уверен, что сокращение числа автозаправок с АИ-93 никак не скажется на новосибирском рынке: «Как правило, логика автомобилиста следующая: заехал на АЗС, увидел, что нет АИ-93, заправился АИ-92. Видя, что машина хуже ездить не стала, он и дальше будет заправляться этим бензином. Ведь человек привыкает не к бензину, а к заправке. Специально гоняться за АИ-93 он не будет. Предполагаю, что новое законодательство как раз направлено на то, чтобы убрать с рынка небольших производителей бензина. Государству выгоднее, чтобы производством бензина занимались крупные НПЗ, вкладывающие в этот бизнес миллиарды рублей».