«Вимм-Билль-Данн» дошел до Байкала

В конце прошлой недели стало известно о том, что компания питания «Вимм-Билль-Данн» (ВБД) стала собственником ангарского завода «МОЛКА«, одного из лидеров молокопереработки Восточной Сибири. Эксперты оценивают стоимость нового актива ВБД в $8–10 млн и ожидают, что модернизация предприятия позволит компании выйти на лидерские позиции в Иркутской области. Местные же участники молочного рынка видят в приходе ВБД символ неминуемого сырьевого передела. ОАО »Вимм-Билль-Данн Продукты Питания« — один из ведущих производителей напитков и молочных продуктов в России. Компания основана в 1992 году. В ее состав входит 34 предприятия в России и СНГ. Портфель торговых марок компании охватывает более 1000 типов молочных продуктов и свыше 150 видов соков, нектаров и прохладительных напитков. После покупки в октябре этого года омского производителя «Манрос-М» (мощность 720 тонн в сутки) ВБД рассчитывает увеличить свою долю на рынке Сибири и Дальнего Востока с 13,5% до 22%. ВБД завершает 2006 год покупкой одного из крупнейших молочных предприятий Восточной Сибири — ОАО «МОЛКА» («Молочный комбинат «Ангарский»). Мощность завода — 150 тонн молока в сутки. По заявлению ВБД, покупка «МОЛКА» позволит компании «укрепить свои позиции в стратегически важном регионе и продолжить экспансию на рынок Сибири». Кроме этого, новый актив должен оптимизировать логистические расходы ВБД, «исключив необходимость дополнительной транспортировки продукции между регионами». По словам пресс-секретаря ВБД Антона Сарайкина, компания планирует в следующем году приступить к модернизации предприятия: «Сколько мы будем вкладывать и во что конкретно, будет понятно после досконального исследования завода. Считаем, что в целом география продаж «МОЛКА« сохранится — это будут регионы Восточной Сибири». По словам исполнительного директора «Российского союза предпринимателей молочной отрасли» Владимира Лабинова, покупка ангарского завода стала еще одним ярким подтверждением выбранной крупнейшими молокопереработчиками России — ВБД и «Юнимилк» — стратегии, направленной на производственное присутствие во всех регионах страны. «Идет борьба за рынки сбыта. Иркутск относится к городам с населением, близким к миллиону человек. Это хороший потребитель молока. Учитывая, что Ангарск находится в непосредственной близости от Иркутска, приобретение предприятия выглядит совершенно логичным», — уверен господин Лабинов. По его убеждению, для того чтобы стать основным игроком на рынке Восточной Сибири, ВБД должен будет нарастить мощности «МОЛКА» до 600 тонн. «На уровень рентабельности большинство предприятий в России выходит, начиная от 150 тонн переработки молока в сутки», — констатирует Лабинов. Руководство ближайшего конкурента ВБД — компании «Юнимилк» — отказалось от комментариев о влиянии на молочный рынок Восточной Сибири прихода ВБД. Пресс-секретарь «Юнимилка» Елена Свешникова отметила, что ее компания также заинтересована в покупке активов в данном регионе. Иркутские молокопереработчики в приходе ВБД склонны видеть скорый передел рынка сырого молока региона. «Покупая молочное предприятие, а не инвестируя сначала средства в преумножение сырьевой базы региона, ВБД, по всей видимости, рассчитывает просто перераспределить существующий сырьевой рынок в свою пользу», — предполагает заместитель директора по техническим вопросам и новым технологиям АО «Белореченское» (помимо птицеводства, холдинг объединяет два молокоперерабатывающих завода, мощностью переработки до 80 тонн в сутки, и поголовье молочного КРС в 10 тыс. голов) Николай Эльгерд. По его оценке, мощности молочных ферм Иркутской области составляют не более 230 тонн сырого молока в сутки. Причем, как и во многих других регионах СФО, поголовье КРС здесь ежегодно сокращается. «Отсюда ни «МОЛКА», ни крупнейший в регионе ОАО «Иркутский молочный завод» (мощность 400 тонн в сутки, входит в структуру ОАО «Иркутский масложиркомбинат«), который имеет собственную сырьевую базу, ни большинство других переработчиков не загружены более чем на 50%», — сетует господин Эльгерд. Аналитик ИК «ФИНАМ» Сергей Фильченков предполагает, что ВБД займет ведущие позиции в среднем и дорогом ценовых сегментах, вытеснив других производителей в дешевый сегмент. В ближайшие месяцы долю рынка компании в Иркутской области он оценивает на уровне 30%. Стоимость же «МОЛКА» он оценивает на уровне $8–10 млн. По мнению Фильченкова, в ближайшее время скорее всего развернется активная борьба между ВБД и «Юнимилком» за контроль над молочными активами Иркутского масложиркомбината.

energy diet