«Капитан» вышел на железную дорогу

С 1 июля 2006 года на Западно-Сибирской железной дороге (ЗСЖД), филиале ОАО «Российская железная дорога» (ОАО «РЖД»), начнет работу новый арендатор вагонов-ресторанов. ЗАО «Капитан», многолетний оператор на рынке авиационного бортового питания аэропорта Толмачево, вышло на новый для себя рынок.

Приняв участие в конкурсе по отбору арендаторов вагонов-ресторанов и вагонов-буфетов для обслуживания пассажиров в поездах формирования ЗСЖД, «Капитан» предложил за лот 12,3 млн руб. Оператор на рынке авиационного бортового питания аэропорта Толмачево ЗАО «Капитан» решил расширить поле своей деятельности и арендовал 11 вагонов-ресторанов в поездах ЗСЖД.

Как рассказала корреспонденту «КС» начальник отдела маркетинга Западно-Сибирской дирекции по обслуживанию пассажиров ЗСЖД Валентина Полуянова, до конкурса (состоявшегося 31 марта) питанием пассажиров занималось семь фирм (три в Новосибирске — «СибРегион», «ЖелДорСиб», «ТрансПоставкаГрупп», две в Новокузнецке — «Предприятие вагонов-ресторанов», «Шубаков и К», одна в Томске — ТТКМ и одна в Кемерове — «КомИнСиб»). Все направления Западно-Сибирской железной дороги были разделены на восемь лотов. Условий участия было несколько.

Так, заявившаяся компания должна работать в сфере общественного питания не менее одного года, предоставить документы, подтверждающие финансовую состоятельность, а также обладать соответствующим кадровым составом. Причем договор с победителями заключается на три года, тогда как раньше он оформлялся на один год. Чтобы конкурс состоялся по каждому лоту, должно быть не менее двух претендентов.

«В конкурсе приняли участие все фирмы, работавшие ранее с ЗСЖД, но им заинтересовались и новые компании, — пояснила Валентина Полуянова. — По результатам конкурса изменения коснутся лишь новосибирских компаний. Так, фирма «ЖелДорСиб-Гранд» приобрела свои направления и направления, ранее обслуживаемые предприятием «ТрансПоставкаГрупп», а новый участник рынка — фирма ЗАО «Капитан» — выиграла направления, ранее обслуживаемые «СибРегионом».

Это направления Новосибирск-Владивосток (3 вагона-ресторана), Новосибирск-Москва (3 вагона-ресторана), Новосибирск-Брест (1 вагон-ресторан), Новосибирск-Кулунда (2 кафе-буфета), Новосибирск-Карасук (2 кафе-буфета). «Проработав шесть лет, мы не ожидали подобного результата, — прокомментировали в ООО «СибРегион« свое поражение. — По условиям конкурса у нас не было возможности торговаться — сумма, которую мы были готовы заплатить за лот, оставалась неизменной». Первоначальная цена лота, за который боролись компании «СибРегион», «Капитан« и «ЖелДорСиб-Гранд», составила 6,8 млн руб. ЗАО «Капитан» (многолетний оператор на рынке авиационного бортового питания) приобрело его за 12,3 млн руб. По словам одного из участников рынка, эта сумма «неожиданно высокая».

«Когда мы узнали цену, которую назвала компания «Капитан« за лот, мы были удивлены, потому что даже на таких прибыльных направлениях она выше разумной», — сказал один из них. «Капитан» расшифровывается как «КАчественное ПИТАНие», — пояснил «КС» итоги конкурса генеральный директор ЗАО «Капитан« Петр Солохин. — Мы работаем в авиабизнесе (обеспечиваем питанием авиапассажиров), но у нас есть документы, которые разрешают нам работать на автомобильном, железнодорожном и речном транспорте. Тем более что опыт работы с железной дорогой у нас уже есть.

Мы больше полугода обслуживаем вагоны повышенной комфортности на направлении Омск-Новосибирск и, прежде чем решиться на этот шаг, все просчитали». Мнения игроков рынка по поводу прихода новой компании разделились. Так, генеральный директор ООО «Аэро Фуд» Денис Иванов считает, что у ЗАО «Капитан» есть шансы закрепиться: «Капитан« давно работает на рынке обслуживания пассажиров самолетов, поэтому у него есть опыт работы на рынке общественного питания, необходимые мощности и отработанные технологии.

На мой взгляд, бортпитание не намного отличается от обслуживания пассажиров в поездах, поэтому все шансы закрепиться на этом рынке у компании есть». Гендиректор ООО «ЖелДорСиб-Гранд» Ирина Давыдова не согласна с этим. «Я в этом бизнесе уже четвертый год, — пояснила госпожа Давыдова. — Могу с уверенностью сказать, что трудностей немало, поэтому начинающей компании, скорее всего, будет нелегко».

По словам госпожи Давыдовой, для того чтобы добиться дохода, который в этой сфере деятельности составляет порядка 7–8%, уходят годы. (Для сравнения: рентабельность наземного питания, по мнению экспертов, не менее 20–25%). Как стало известно «КС», ставка аренды вагона-ресторана и вагона-буфета на ЗСЖД теперь будет варьироваться от 1200 до 4800 руб. в сутки, при этом на каждом направлении и для каждой компании она будет рассчитываться индивидуально (исходя из конечной суммы приобретенного лота), тогда как раньше арендная ставка была фиксированная и составляла 1700 руб. в сутки (без учета топлива) на всех направлениях поездов ЗСЖД. Что касается организатора конкурса — ЗСЖД, то там считают, что комментировать приход новой компании пока рано.

«Компании начинают работать с 1 июля, — пояснила госпожа Полуянова, — поэтому оценку их деятельности можно будет дать только после окончания летней пассажирской компании. Сейчас прогнозировать результаты работы сложно».