«Алтайвагон» меняет приоритеты

ОАО «Алтайвагон» три года подряд получало от администрации Алтайского края звание лучшего предприятия машиностроения региона. В 2005 году предприятие работало при полной загрузке своих производственных мощностей. Важнейшей задачей на ближайшую перспективу здесь считают не дальнейшее наращивание, а удержание высокого производственного темпа. Об этом заявил генеральный директор ОАО «Алтайвагон» СЕРГЕЙ ЕРЕМЕЕВ.

— Сергей Николаевич, каковы главные итоги работы предприятия в 2005 году? — По итогам 10 месяцев 2005 года доля алтайских вагонов в общероссийском объеме производства грузовых железнодорожных вагонов всех типов возросла на 4,3 % и составила 22,5% (в СНГ — 13,6%). Всего за 2005 год выпущено 6554 единицы (в 2004 году — 6377. — «КС»).

Более чем на 60% выросло число отремонтированных вагонов (1872 единицы). Очень неплохо поработали наши конструкторы: мы смогли получить сертификаты на 11 новых моделей вагонов. Прорывом в этом ряду стала 80-футовая платформа модели 13–2118. Она позволяет одновременно перевозить два 40-футовых контейнера или четыре 20-футовых. Во время визита на Кемеровский филиал «Алтайвагона» министр транспорта России Игорь Левитин и вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович назвали ее «революционной».

Использование платформы в процессе грузоперевозок позволит в два раза снизить издержки в расчете на один вагон. Полторы сотни таких платформ уже успешно работают на железных дорогах страны, прекрасно себя зарекомендовали и поэтому завод будет наращивать их выпуск. Мы собираемся расширить модельный ряд своих вагонов и особое внимание уделить строительству вагонов для перевозки сложных видов грузов (рельсов, стальных труб, леса). Всего за 2005 год на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки израсходовано более 20 млн руб., такую же сумму мы планируем потратить и в текущем году. Важнейшим событием для нас стало получение сертификата системы менеджмента качества ISO 9001. Мы смогли решить и еще одну важнейшую задачу — выйти на серийное производство железнодорожного литья (мелкого и среднего) в нашем филиале в Рубцовске.

В ноябре выпуск литья за месяц превысил 2000 тонн. Проект обошелся нам в 700 млн руб. Для «Алтайвагона» собственное литье — это вопрос экономической безопасности, поскольку ранее эту продукцию нам приходилось закупать на Украине. Именно появление у «Алтайвагона» полноценного литейного производства позволило нам из вагоносборочного предприятия в 2005 году превратиться в вагоностроительное. — Кто сегодня является вашим основным покупателем? — На сегодняшний день в России остается около 60% наших вагонов, остальные уходят в страны СНГ и дальнее зарубежье. Наши основные партнеры — это крупные российские компании-перевозчики: «Новотранс», «Евраз«, »Нур-Макс«, «Топ-Трейд» и другие.

Нам хотелось бы более тесно сотрудничать с «Российскими железными дорогами». В большей степени мы поставляем им железнодорожное литье, поскольку выиграли часть тендеров, проведенных ими.

В «РЖД» от нас ждут вагонов нового поколения, и мы работаем над этим. С учетом требований железнодорожников сегодня нами разрабатывается модельный ряд полувагонов в габарите «Тпр» на тележках с осевой нагрузкой 23,5 и 25 тонн. Мы уверены, что эти разработки будут в скором времени очень востребованы. — Что «Алтайвагону» дает участие в холдинговой компании «Сибирский деловой союз»? — СДС объединяет 35 предприятий, большая часть которых расположена в Кузбассе и других регионах Сибири. Основная их часть интегрирована в вертикальную структуру, образованную по принципу единого технологического цикла, при котором продукция предыдущих предприятий является сырьем или полуфабрикатом последующих. Так, например, уголь ЗАО «Черниговец», входящего в состав ХК «СДС», используется для обеспечения основного производственного процесса в Рубцовском филиале ОАО «Алтайвагон».

Кроме того, в холдинговую компанию СДС входят организации, обеспечивающие услуги для нормального функционирования всей технологической цепочки. Я могу привести такой пример. Угольные компании (разрезы, шахты) составляют основную часть предприятий холдинга. Их продукция отправляется до своего потребителя посредством железнодорожного транспорта. Эти функции выполняет компания-перевозчик «Новотранс», также являющаяся предприятием холдинговой компании. Наше предприятие производит вагоны для «Новотранса», который периодически пополняет свой вагонный парк, обеспечивая загрузку части производственных мощностей «Алтайвагона».

При эксплуатации вагонов наше предприятие принимает непосредственное участие в организации сервисного обслуживания, текущего и капитального ремонта. И это только частный пример, характеризующий работу предприятий холдинга в едином технологическом цикле. — Какими будут приоритеты инвестиционной политики компании в 2006 году? — В предыдущие три года СДС активно инвестировал в развитие наших производственных филиалов.

С 2003 года по настоящий момент на эти цели был потрачен 1 млрд. руб. 2006 год станет для нас годом головного предприятия в Новоалтайске. Наша инвестиционная программа будет направлена на снижение себестоимости, повышение производительности и качества продукции за счет обновления и техперевооружения основного технологического процесса. Самым крупным проектом 2006 года по техперевооружению станет наращивание мощностей по производству колесных пар с 27 000 до 36 000 единиц в год.

Стоимость проекта оценивается в 180 млн руб. Мы также всерьез намерены заняться внутренней газификацией завода. — Как складываются отношения завода с новой командой в администрации края? — С новой администрацией у нас с самого начала стали выстраиваться очень конструктивные отношения.

Мне кажется, что власти в целом стали внимательнее относиться к промышленникам. Думаю, это потому, что команда в администрации подобрана правильно: ведь мало собрать вместе много умных людей, надо еще суметь консолидировать их усилия в нужном направлении, только тогда можно рассчитывать на хороший результат. — Станет ли рост энерготарифов в 2006 году более чем на 14% приговором алтайской промышленности? — Я могу сказать, что это зависит от каждого руководителя в отдельности. Помните притчу о лягушке, которая сбила масло? Надо работать с себестоимостью. Резервы, как правило, есть у всех.