«Алтайречфлот»: два года в свободном плавании

Речной флот Западно-Сибирского речного пароходства (ЗСРП) переживает трудные времена: сократился объем транзитных перевозок грузов (с 30 млн тонн в середине 80-х годов до 2 млн тонн в наше время), изношен технический парк, возраст которого достигает 30 лет. В новых экономических условиях руководство ЗСРП ищет пути выхода из кризиса и оптимизации процесса, передав в аренду имущество региональным представительствам. Пример тому — создание Алтайского речного флота. Предприятие речного транспорта ООО «Алтайречфлот» создано два года назад на базе Алтайского филиала Западно-Сибирского речного пароходства. В состав «Алтайречфлота» входят Барнаульский и Каменский речные порты, теплоходы которых перевозят в год до 500 тыс. пассажиров, и непосредственно «Алтайречфлот» (15 единиц флота), занимающийся транзитными перевозками (около 400 тыс. тонн) и переработкой (до 1 млн тонн в год) сыпучих грузов. На предприятиях «Алтайречфлота» работают около 300 человек. «Наше предприятие было создано для того, — объясняет генеральный директор «Алтайречфлота» Александр Крук, — чтобы осуществлять перевозки грузов, создавать рабочие места и платить налоги в Алтайском крае, взяв имущество ЗСРП в аренду, и присутствовать на рынке транспортных услуг от его имени. Мы начали с чистого листа, однако кадры — плавсостав и береговые службы — в основном сохранились, перейдя из Алтайского филиала ЗСРП в «Алтайречфлот». В «Алтайречфлот» входит пассажирский флот, который обслуживает наш регион по перевозкам населения в местных пригородных направлениях и оказывает услуги прогулочного плана. Это предприятие выделено в самостоятельную организацию — Барнаульский речной порт. Головное предприятие ООО «Алтайречфлот» занимается транзитными перевозками сыпучих грузов: угля, щебня, грунтов и песчано-гравийных смесей. Мы благодарны нашим партнерам из Бийского гравийно-песчаного карьера, «Барнаулавтодора», «Алтайкоксохимстроя», «Алтайавтодора» и многим другим коллегам, деловые отношения с которыми позволяют нам вписываться в современные экономические условия. Флот работает от слияния Бии с Катунью до Нижневартовска, на расстоянии примерно 2000 км. Объемы перевозки грузов на сегодняшний день — 400 тыс. тонн, объемы переработки — до 1 млн тонн за год. Вскоре «Алтайречфлот» намерен возобновить доставку угля населению Алтая и других приречных регионов водным транспортом, и новосибирские партнеры готовы нам в этом помочь. Кроме того, мы не теряем наработанных связей с Севером и строим перспективные планы по выходу в другие регионы, например, в Томскую и Кемеровскую области. Техпарк состоит из транзитных теплоходов РТ-300 и РТ-450, пассажирский флот представлен теплоходами «Москва». Парк находится в удовлетворительном техническом состоянии, но его изношенность велика — суда приходится постоянно ремонтировать. За соответствующим техническим состоянием пристально следит контролирующий орган — речной регистр, и, несмотря на солидный возраст (до 30 лет), флот отвечает предъявляемым требованиям. Одной из самых главных сейчас является проблема кадров. Костяк специалистов составляют ветераны флота, проработавшие не один десяток лет. Прослужив флоту более 25 лет, с полной ответственностью заявляю, что у нас работают кадры высокого класса, но им нужна замена, которой нет. Выпускники вузов и техникумов речного транспорта предпочитают более престижные и привлекательные с материальной точки зрения места работы: на Севере, в Морфлоте и так далее. Но мы не теряем надежды на привлечение молодых профессионалов и прорабатываем эти вопросы с акционерами. Деятельность «Алтайречфлота« органично вписывается в стратегию развития края, которую невозможно представить без речной отрасли. Это прежде всего строительство жилья и дорог, развитие транспортной сети и торговых отношений с соседними регионами СФО, которые в планах речфлота края занимают приоритетное место».