«Высокий» сезон оказался лучшим

9 сентября участники туристического рынка Алтая заявили о завершении «высокого» сезона, назвав его самым лучшим за последние годы. Отдельные компании отмечают, что свои финансовые планы на весь сезон они выполнили всего за полгода. По словам членов Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ), рос не только въездной (в Алтайский край), но и выездной (за границу) турпоток. По единодушному мнению руководителей туристических компаний края, членов АРАТ, текущий туристический сезон начался заметно раньше, и вопреки традиции остается активным и в сентябре. По их словам, наблюдается заметный рост как въездного, так и выездного турпотоков. Члены АРАТ, сославшись на несовершенство статистического учета, не смогли озвучить конкретных цифр «высокого» сезона, пообещав сделать это в октябре. В то же время они отметили, что все алтайские компании почувствовали весомый финансовый результат. Так, по словам члена правления АРАТ, директора туркомпании «Охота» Татьяны Сажаевой, финансовые планы, которые были поставлены перед компанией на весь год, выполнились уже в середине июня. По данным различных источников, в прошлом году Алтайский край посетило от 800 тыс. до 1 млн туристов. Как сообщили в Главном управлении экономики и инвестиций, курирующем турсектор края, по итогам первого полугодия текущего года (по результатам пропуска районов) количество туристов, посетивших край, составило 520 тыс. человек, в то время как за аналогичный период 2007 года — 412 тыс. человек. Таким образом, по официальным данным, прирост первого полугодия составил 26%. Хотя, по общему мнению участников туристического рынка края, существующая система статистического учета не в полной мере отражает реальное положение дел и на самом деле турпоток заметно выше. Напомним: в прошлом году АРАТ, подводя итоги сезона в октябре, заявил, что процент роста по сравнению с летним сезоном 2006 года составил 40%, в то время как спрос на туры в пределах РФ и ближнего зарубежья возрос на 20%, а на турбазы Горного Алтая и Алтайского края — на 30%. На Алтай По словам членов АРАТ, в текущем сезоне появилось около 10 новых отелей и баз отдыха, а в целом в предложениях турагентств и туроператоров в сезоне значится более 400 средств размещения, которые продаются примерно 950 агентами и туроператорами (учтены и единственные, и осуществленные постоянно работающими с Алтаем компаниями продажи), значительное число которых работает в других регионах РФ. С 25 в прошлом году до 45 в нынешнем выросло число компаний, которые приняли решение об оплате фингарантий. По словам директора туркомпании «Плот» Александра Смирнова, по количеству туристов, приезжающих на Алтай из-за пределов региона, на первом месте — Новосибирск, затем — Кемерово, Томск, Омск; активно наращивает присутствие Тюмень. Причем сибиряки в большей степени предпочитают отдых на базах, в отличие от москвичей и петербуржцев, которые выбирают активные туры (сплавы, конные и пешие переходы и т. д.). Выросло и число иностранных туристов, среди которых бесспорные лидеры — немцы. Все активнее приезжают на Алтай японцы. Это так называемый «мемориальный» туризм: в крае имеются захоронения японских военнопленных, оставшиеся еще со Второй мировой войны. По словам Смирнова, иностранный турпоток крайне сложно регистрировать, поскольку существующее законодательство позволяет гостям пребывать на территории Алтая, не регистрируясь в миграционных структурах. «По данным нашей компании, в текущем сезоне число иностранцев выросло в два раза. Значительную роль в этом сыграло солнечное затмение 1 августа», — отметил Смирнов. Кстати, по общему мнению членов правления АРАТ, солнечное затмение не принесло значительной финансовой прибавки турагентствам, так как оно пришлось на самый пик туристического сезона, когда все средства расположения были и так заполнены до предела. Туркомпании подчеркнули, что часть мест на эту дату была продана иностранным туристам еще в 2006 году. По словам участников рынка, на солнечном затмении скорее заработали гостиницы Барнаула и Новосибирска (все места в них были распроданы), а также авиакомпании, взвинтившие цены на билеты из Москвы в два раза. Солнечное затмение привлекло на Алтай значительное число неорганизованных туристов, которые тем не менее пользовались туристическими услугами (экскурсии, сплавы и т. д.), а также приобщились к местному общепиту. Заметный рост турпотока на Алтай в АРАТ объясняют влиянием нескольких факторов. Так, по словам Смирнова, дали о себе знать активные усилия администрации края последних двух лет, направленные на участие Алтая в различных международных и российских туристических выставках, что повысило известность региона. К тому же внутренний туризм в целом по стране — на подъеме. Сыграли положительную роль и приуроченная к солнечному затмению официальная презентация ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», и само солнечное затмение. «К тому же растут доходы населения, — подчеркнул Смирнов. — Все в этом сезоне свелось в одну точку». Все члены АРАТ согласились с тем, что событийный туризм — весьма перспективное направление развития туризма наряду с программами выходного дня, корпоративным отдыхом и детским туризмом. Интересная деталь сезона — рост числа эксклюзивных предложений. Например, специально для 12 туристов из Санкт-Петербурга был организован семидневный отдых, стоивший 1 млн руб. на человека. Программа включала в себя облет горы Белуха на вертолете, рыбалку на горной реке и т. п. И, как утверждают члены АРАТ, это не единственное и не самое дорогое предложение года. С неудовлетворением турагентства признали, что у них пока не выстроены взаимоотношения с перспективной и развивающейся стихийно зоной отдыха вокруг соленого озера Яровое (город Яровое). Его воды с точки зрения лечебного эффекта сравнивают разве что с Мертвым морем в Израиле. Но и без помощи алтайских агентств в этом году на озере одновременно отдыхали до 5 тыс. туристов. На следующий год турагентства намерены попытаться включить Яровое в свои предложения. К неутешительным итогам сезона участники рынка отнесли возросшую нагрузку на природу Алтая, что приводит к засоренности территории, а также пока еще не слишком высокий уровень сервиса — это отталкивает от Алтая часть туристов. Кроме того, негативно на туристических перспективах Алтая может сказаться строительство Горно-Алтайской ГРЭС.Все участники рынка согласились с тем, что, несмотря на весьма высокие цены отдыха в Горном Алтае, спрос превышает предложение. С Алтая — за границу Как пояснила директор туркомпании «Глэм-Тур» Ольга Ришко, убедительную положительную динамику роста демонстрирует в этом году и выездной туризм, что отлично видно по чартерным программам. Напомним, что в текущем году их реализовывали в Барнауле сразу два крупных туроператора: работающий второй год «Пегас Туристик» и заявивший чартеры в этом году впервые «Корел Тревел». За прошлый год из Барнаула в Турцию «Пегас Туристик» вывез 4610 туристов, а в этом году только за май–август вылетело уже 6317 человек, при этом сам «Пегас Туристик» уже «прибавил» к прошлому году 1,5 тыс. человек, а сезон еще далеко не окончен. Участники туристического рынка и не скрывали, что одной из важнейших мотиваций роста выездного туризма была цена. Так, две недели отдыха на Алтае в комфортабельных условиях стоили порой дороже, чем двухнедельный отдых в Турции с учетом перелета из Барнаула. По словам Ольги Ришко, «Пегас Туристик», опираясь на положительный опыт на Алтае, заявил о намерении запустить с 5 октября чартерные рейсы из Барнаула в Шарм-Эль-Шейх, которые будут совершаться дважды в месяц.