Клиентам

Партнерам

 

«Алтай» увлекся «непрофилем»

Авиапредприятие «Алтай» (Барнаул) намерено активно развивать непрофильный бизнес. Так, руководство компании собирается в ближайшее время открыть в городе сеть автозаправочных станций. Кроме того, «Алтай» занят расширением объема производства собственного цеха бортпитания — предприятие намерено поставлять продукцию в магазины Барнаула. «Главное — не увлекаться непрофильными проектами, они могут отвлечь ресурсы «Алтая« от его основной деятельности», — предупреждают специалисты авиарынка. «Авиапредприятие «Алтай», владеющее барнаульским аэропортом, было образовано в 1997 году на месте обанкротившегося Барнаульского государственного авиапредприятия. 52% акций принадлежит администрации Алтайского края, 48% — физлицам. Ежегодная прибыль аэропорта составляет в среднем 17–20 млн руб. Авиапредприятия Сибирского региона сегодня предпочитают выделять непрофильный бизнес в отдельные структуры и доверять их управление независимым операторам Еще год назад, когда совет директоров авиапредприятия «Алтай» передал часть полномочий управляющей компании «Аэропроект», руководитель УК Константин Медведчиков уже строил амбициозные планы по развитию барнаульского аэропорта. «В ближайшие пять лет «Аэропроект» намерен увеличить долю доходов от неавиационной деятельности «Алтая« до 40% (сегодня она составляет 10%). Для этого на территории аэропорта будут развиваться сопровождающие бизнесы: парковки, кафе, магазины, гостиницы», — говорил господин Медведчиков. Сегодня полным ходом идет подготовка к открытию новых, непрофильных проектов. По словам Константина Медведчикова, в ближайшее время авиапредприятие намерено открыть собственную сеть автозаправочных станций. Уже начаты переговоры о совместной деятельности с одной из сетей АЗС города. По оценкам Константина Медведчикова, этот проект выдержит конкуренцию со многими известными брэндами. «Пока данный проект находится в стадии переговоров, — сообщил «КС» глава «Аэропроекта«. — Мы давно хотели стать участниками топливного рынка, тем более что у нас есть для этого все возможности». Аэропорт свободен от многих расходов, которые есть у большинства остальных АЗС. Например, наличие собственной нефтебазы и подъездных железнодорожных путей, по которым топливо поступает от производителей (основной поставщик — «Сибнефть»), снижают затраты на хранение и транспортировку топлива. Сегодня топливо от «Алтая« в среднем на 70 коп. дешевле, чем аналогичный продукт на других заправках». Уже существующая АЗС авиапредприятия, находящаяся неподалеку от аэропорта, является одной из самых прибыльных в Алтайском крае — за 2004 год она принесла «Алтаю» около 3 млн руб. Другой вид бизнеса, который «Аэропроект» планирует активно развивать в аэропорту, — торговля продуктами. Базой станет цех бортпитания «Алтая». Предполагается, что с увеличением производства изготовляемая цехом кондитерская продукция будет поставляться в городские магазины. Помимо этого, «Алтай» намерен начать строительство собственной кофейни в здании аэровокзала. Как сообщил Константин Медведчиков, пока в аэропорту нет пункта питания для обслуживания пассажиров. Сейчас неизвестно, будет ли кофейня отдельным бизнесом или же войдет в структуру аэропорта. Как сообщил «КС» Константин Медведчиков, предполагается, что все эти проекты будут финансироваться как из заемных, так и из собственных средств авиапредприятия. «Я считаю, что сегодня авиапредприятию очень сложно жить только на доходы от авиационной деятельности», — говорит он. Между тем другие авиапредприятия Сибирского региона сегодня также выделяют непрофильный бизнес в отдельные структуры и передают их управление независимым операторам. Так, например, в новосибирском аэропорту Толмачево в отдельные акционерные общества выделен ряд таких бизнесов, как рестораны, реклама, стоянки, торговля, гостиницы и так далее (где 100% акций принадлежат аэропорту). По словам директора по правовым вопросам Толмачево Алексея Артемьева, уже сегодня деятельность аэропорта сконцентрирована только на авиационной деятельности (подготовка и содержание ВПП, безопасность). Все остальные виды аэропортовых услуг находятся под контролем Толмачево, но выполняются независимыми операторами. Результатом этой работы стал рост доходов от непрофильной деятельности. «Свободное от непрофильной деятельности предприятие понятно и привлекательно для инвесторов, — считает Алексей Артемьев. — Аутсорсинг предполагает, что аэропорт сможет сосредоточить свои финансовые и кадровые ресурсы на профильной деятельности, а не распылять их на отдельные виды бизнеса». По словам менеджера по связям с общественностью авиакомпании «Сибирь» (один из основных партнеров аэропорта Алтай) Евгения Филянина, «для авиакомпании как потребителя услуг аэропорта важно, чтобы реализация планов «Аэропроекта« по развитию непрофильных активов барнаульского авиапредприятия не мешала, а помогала решению основной задачи — повышению качества обслуживания авиаперевозчиков и их клиентов».