маркетинговые и социальные исследования |
КлиентамПартнерам
|
«Искитимцемент» готовится работать по новым стандартамДефицит цемента на российском рынке строительных материалов заставляет производителей этой продукции наращивать объемы производства, ускоренно обновлять устаревший и изношенный парк оборудования, переходить на более эффективную технологию производства цемента по «сухому» способу, внедрять экологические программы.
А внедрение на предприятиях отрасли современных систем управления качеством и их сертификация — это еще один шаг на пути к успешному развитию бизнеса и свидетельство перемен, происходящих в отрасли. Выпуск гарантированно качественной продукции для ОАО «Искитимцемент» — основного производителя цемента на территории Западной Сибири — это не пустые слова, это то, вокруг чего строится вся заводская жизнь. В 2002 году ОАО «Искитимцемент» получило Награду Международного клуба лидеров торговли — Золотой приз «За качество» выпускаемой продукции. Основная масса товарной номенклатуры ОАО «Искитимцемент» прошла добровольную сертификацию в Системе сертификации ГОСТ Р Госстандарта России и имеет сертификаты, подтверждающие соответствие цементов ГОСТ 10178–85, ГОСТ 30515–97 и ГОСТ 31108–2003, гармонизированному с EN 197–1:2000. Решение руководства разработать и внедрить на предприятии современную систему менеджмента качества, соответствующую требованиям международного стандарта ИСО 9001–2000, введенного в России как ГОСТ Р ИСО 9001–2001, было принято в ОАО «Искитимцемент» в 2006 году. Для реализации поставленной задачи в начале 2007 года был создан Отдел менеджмента качества (ОМК). Его руководитель ИРИНА ЧУБЕНКО рассказала газете «» о работах, проводимых на ОАО «Искитимцемент» в рамках внедрения и подготовки к сертификации СМК. — Ирина Викторовна, что такое система менеджмента качества? — Для того чтобы ответить на этот вопрос, прежде нужно понять, какой смысл в современном бизнесе вкладывается в слово «качество». На современном этапе развития бизнеса определение качества не замыкается на параметрах произведенной продукции — этого для эффективного конкурирования явно недостаточно. Понятие «качество» стало более широким: сейчас качество — это та степень удовлетворенности потребителя, которую он получает от стабильного качества самой продукции; качества обслуживания при продаже и поставке товара; возможности оказывать влияние на качество продукции и взаимодействие между ним (потребителем) и производителем продукции. Система менеджмента качества (СМК), создаваемая на основе ГОСТ Р ИСО 9001, является показателем надежности и возможности предприятия производить продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителя, и представляет собой управленческую систему, основанную на структурированном наборе элементов, которые прямо или косвенно влияют на качество (удовлетворенность потребителя). По сути система менеджмента качества — это управление всей производственно-хозяйственной деятельностью предприятия с ориентацией на качество конечного результата, это прежде всего глубоко продуманные правила работы и взаимодействия работников внутри предприятия, которые документируются в необходимом объеме (в виде стандартов предприятия, методик и т. п.). Точно так же, как алгоритм деятельности любого живого организма записан в его генах, алгоритм действия СМК должен быть записан в документации предприятия. — Информирован ли персонал ОАО «Искитимцемент» о происходящей подготовке к сертификации СМК? — Да, персонал завода обязательно информируется отделом менеджмента качества и руководителями подразделений о том, что такая работа на предприятии ведется, с чем она связана, какие изменения будут неизбежно происходить и т. д. Работники на всех уровнях составляют основу предприятия, полное вовлечение членов коллектива дает возможность использовать способности каждого из них на пользу предприятия. Необходимо, чтобы каждый работник предприятия осознал, что его личное благосостояние напрямую зависит от качества и конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятием. — С чего началась работа по внедрению СМК и кто вам в этом помогает? — На начальном этапе внедрения СМК основная задача заключается в интерпретации требований ГОСТ Р ИСО 9001–2001 применительно к нашему предприятию. Необходимо было понять, что требует стандарт и как его требования можно реализовать на ОАО «Искитимцемент«. Был разработан календарный план выполнения работ, обозначены этапы и сроки выполнения работ по внедрению и подготовке СМК к сертификации. В качестве консультантов при разработке и внедрении СМК была выбрана фирма ЗАО «Научно-технический центр», имеющая опыт внедрения СМК на ряде цементных заводов. Участие консультантов заключается в обучении персонала, проведении оценочного аудита действующей на предприятии системы качества на начальном этапе разработки СМК, предоставление рекомендаций, в том числе устных, по выполнению отдельных этапов разработки СМК, проведение экспертизы документации, разрабатываемой на предприятии в рамках СМК (общесистемные документы СМК, документы по процессам и некоторые другие). В октябре 2007 года руководители высшего и среднего звеньев предприятия прошли обучение основам и принципам СМК. Обучение проводил Энтин Зиновий Борисович — генеральный директор ЗАО «НТЦ», д. т. н., профессор, он же является одним из разработчиков стандартов на цементы и методы испытаний, по которым работают все цементные заводы России. Специалистами ЗАО «НТЦ» запланировано обучение работников предприятия практике проведения внутренних аудитов и участие в нескольких внутренних проверках. — Какие работы уже выполнены и чем в настоящее время занимается ваш отдел? — Наиболее трудоемким этапом внедрения СМК является разработка документации СМК. Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001–2001 требует, чтобы СМК была документирована, т. е. описана в ряде документов СМК: — заявление о политике и целях предприятия в области качества; — руководство по качеству; — шесть документированных процедур (Управление документацией; Управление записями; Управление несоответствующей продукцией; Внутренние аудиты; Корректирующие действия; Предупреждающие действия); — документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов управления ими (цели подразделений в области качества, документация по процессам СМК, положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты предприятия, инструкции и т. д.). В настоящее время отделом менеджмента качества разработан и утвержден первый пакет стандартов предприятия (СТО) по пяти из шести документированных процедур. Ведутся работы по составлению матрицы процессов: базовых, обеспечивающих, управления, мониторинга (оценки) и менеджмента СМК. Завершается этап работ по утверждению положений о подразделениях и должностных инструкций, разработанных в соответствии с требованиями СТО вступившими в силу в апреле 2007 года. Параллельно с этим ведется работа по подготовке к утверждению форм журналов для регистрации данных по системе качества, а для этого пересматриваются формы ведущихся записей в подразделениях, при необходимости изменяются или разрабатываются новые формы журналов. Впереди еще очень много работы, и сотрудники отдела прилагают все усилия, чтобы внедрение и подготовка к сертификации выполнялись в соответствии с утвержденным планом работ. — Отмечаете ли вы какие-то положительные моменты от внедряемой СМК? — Безусловно. Положительные результаты от внедряемой СМК очевидны. Во-первых, в деятельность предприятия вовлекаются все сотрудники, устанавливается и распределяется ответственность каждого за качество выполняемой работы. Во-вторых, определяются процессы, влияющие на качество конечной продукции, их последовательность, взаимосвязь, назначаются руководители процессов и называются их потребители. Это позволяет упорядочить отношения между подразделениями и сократить время на решение производственных и управленческих вопросов. В-третьих, документально оформляются практически все организационные и технологические требования, тем самым создаются управляемые условия работы, исключающие неопределенность. Следует также отметить, что разрабатывается и утверждается процедура учета затрат на качество, позволяющая планировать затраты на развитие и контроль, оценивать потери от брака и своевременно перераспределять ресурсы. Но самое главное, что СМК дает гарантию стабильного выпуска качественной продукции и тем самым снижает риск наших потребителей по приобретению цемента ненадлежащего качества, а значит, СМК способствует укреплению репутации предприятия. — Что значит для СМК требование «постоянного улучшения»? — Требование «постоянного улучшения» является одним из восьми принципов, на которых базируется СМК. Применительно к цементным заводам требование «постоянного улучшения» не следует трактовать как стремление к постоянному изменению ассортимента продукции или улучшению нормируемых показателей качества, например, марки или активности цемента. Напротив, улучшением является повышение стабильности нормируемых показателей качества, обеспечивающее потребителям более эффективное использование цемента при изготовлении бетонных или растворных смесей. Поэтому на цементном предприятии важнейшим улучшением являются выявление и устранение любой нестабильности, а постоянным улучшением — непрерывный мониторинг процессов СМК с целью выявления и устранения возможных причин отклонения от заданных параметров. Второй стороной постоянного улучшения является анализ потребительского восприятия строительно-технических свойств конкретных цементов, условий поставки и устранение причин, вызывающих их неудовлетворенность. Характерно, что нестабильность свойств часто является причиной неудовлетворенности строительных компаний и заводов ЖБИ. — Потребует ли внедрение СМК на вашем предприятии внесения корректив в технологию производства? — Внедрение СМК на предприятии напрямую не вносит коррективы в технологию производства цемента, так как сами цементные заводы не занимаются разработкой новой продукции. При наличии спроса расширение ассортимента осуществляется за счет постановки на производство известных видов цемента, на которые уже существует действующая нормативная документация. — Как только работа по внедрению СМК завершится, будет подана заявка на проведение сертификационного аудита? — Да, конечной целью внедряемой на предприятии системы менеджмента качества является получение сертификата соответствия. Заявку для получения сертификата, который станет подтверждением эффективности внедренной СМК, «Искитимцемент», как и ряд цементных заводов, подаст в ФГУ «ФЦС» (Федеральный центр технической оценки продукции в строительстве). По графику сертификация предприятия намечена на 2009 год, пока все идет в соответствии с намеченным планом. |
2008-2023 © Исследовательская компания PreVIEW, +7 (383) 211-96-35, Новосибирск, ул. Ядринцевская 54
SEO продвижение сайтов разработка сайта Новосибирск – Студия ЯЛ |