«Бархатный» Транссиб

Инвестиции и инновации 1000-й километр бесстыкового пути на железобетонном основании («бархатного пути») в этом месяце уложат красноярские путейцы на главном ходу Красноярской железной дороги — Транссибе. На одном участке одновременно производят работы все задействованные в путевом комплексе службы Темпы работы высокие: нынешней зимой впервые применили уникальную технологию зимней укладки пути. С началом летних путевых работ также впервые перешли на новый метод — реконструкцию верхнего строения пути, когда на одном участке одновременно производят работы все задействованные в путевом комплексе службы — и путейцы, и энергетики, и специалисты систем централизации, сигнализации и блокировки. Инвестиции в скорость Объем путевых ремонтных работ в 2008 году на Красноярской магистрали увеличен более чем на 30% по сравнению с 2007 годом. В 2009-м объемы путевых работ увеличатся в два раза по отношению к текущему году. А к 2015 году вся магистраль станет «бархатной», даже там, где лежит вечная мерзлота. Этого требует Стратегия транспортного развития страны до 2030 года, первый этап которой нацелен на серьезное усиление и обновление существующей железнодорожной инфраструктуры. За четыре с лишним года, прошедшие с момента создания ОАО «РЖД», Красноярская железная дорога — филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» — коренным образом улучшила основные показатели работы. Объем отправления грузов увеличен на 20%, грузооборот — на 27%, производительность локомотива возросла на 21%, средний вес поезда — на 10%. «Эти показатели будут расти и дальше — таковы тенденции развития экономики, особенно в нашем регионе, где осваиваются новые месторождения, — рассказывает заместитель начальника дороги по путевому комплексу Владимир Леопа. — Следовательно, перед нами стоит задача: опережающими темпами подготовить путь к пропуску грузов. К слову, мы сейчас возим столько, сколько возили 15 лет назад, т. е. планомерно выходим на доперестроечный уровень. Компания выделяет значительные средства для поддержания пути в должном состоянии. 2 млрд 516 млн руб. вложила Красноярская железная дорога в 2007 году в ремонт путевого комплекса магистрали. За счет проведения ремонтных работ в прошлом году красноярским железнодорожникам удалось повысить скорость движения пассажирских поездов на 415 километрах, а также на 30 станциях главного хода и 24 перегонах. Для грузовых поездов скорость повышена на 217 километрах, 22 станциях и 11 перегонах. В 2008 году на выполнение капитальных работ путевого комплекса Красноярской железной дороги запланировано 2 млрд 489 млн руб. Помимо этого, в инвестиционный план реконструкции верхнего строения пути дополнительно включены 159 километров (сумма вложений составит 1 млрд 836 млн руб.). Зимняя укладка Для освоения столь больших инвестиций в эту зиму на КрасЖД впервые осваивали зимнюю укладку пути: проводили капитальный ремонт пути. Работали на восточном направлении дороги: на перегонах Канск-Филимоново, Мана-Жайма, в районе станции Саянская. Для сравнения: в 2007 году на КрасЖД провели усиленный средний ремонт на 43 километрах пути, а в этом году запланировали его рост почти в пять раз (200 километров)! Средний ремонт пути в минувшем году проведен на 80 километрах, а в 2008-м план предусматривает увеличение объемов втрое — до 250 километров. «К концу года всеми видами ремонта на дороге будет охвачено около 700 километров пути, что сопоставимо с расстоянием от Красноярска до Новосибирска или с длиной всей Сахалинской магистрали, — говорит Владимир Леопа. — Чтобы справиться с такими объемами работ, мы и решили часть перекинуть на зимний период — с ноября по март. Надо сказать, что такая практика уже давно существует на дорогах европейской части, но там и зима мягче, а также у наших соседей на Западно-Сибирской магистрали. Красноярская дорога — пока самый восточный участок ОАО «РЖД«, где применяется зимний ремонт пути. И единственный в мире, где эта форма работы практикуется на территории вечной мерзлоты, — это Саянский участок, восток и север магистрали». Но, несмотря на вечную мерзлоту, красноярский эксперимент удался, и, возможно, опыт сибиряков распространится дальше на восток страны. Технологии В строительство и реконструкцию тоннелей южного хода Транссиба Красноярская железная дорога вложит почти 23 млрд руб. К 2015 году, согласно плану стратегического развития транспортной отрасли, железнодорожное полотно на всем протяжении КрасЖД должно быть заменено на современное, высокотехнологичное, отвечающее всем требованиям высокоскоростного, тяжеловесного движения поездов. Путевой комплекс дороги готов к этому. В его распоряжении — самая современная техника, значительно облегчающая не только труд путевых рабочих, но и текущее содержание магистральных строений. «Специальные путевые машины — это высочайшие технологии, и нам надо было людей обучить этой уникальной работе. И если раньше на смене стрелочных переводов были задействованы до 40 человек, то сейчас — 15, — рассказывает Владимир Леопа. — Если мы капитальный ремонт раньше делали с помощью ПМС в рекордные сроки: 3 километра за 6 часов, то сейчас за 8 часов мы аж 1600 метров кладем (казалось бы, мало). Но тогда путь в 3 километра меняли через 8 лет, а этот путь — 1600 метров — будет лежать 25 лет без капремонта! Теперь содержание этих 1600 метров идет по безлюдным технологиям. Сегодня в десятки раз меньше затраты людские и материальные». Чтобы содержать бесстыковой путь, нужны большие знания — это очень сложная конструкция. На некоторые путевые машины механиков брали только с высшим образованием. Отсюда — высокие требования к молодым инженерно-техническим кадрам и даже путевым рабочим, острая надобность в которых летом возрастает (по некоторым дистанциям пути дефицит монтеров пути составляет до 200 человек, часть из которых компенсируют железнодорожные стройотрядовцы). С учетом строительства новых железных дорог в регионе профессии путевого комплекса — одни из самых востребованных. Двухпутные тоннели В строительство и реконструкцию тоннелей южного хода Транссиба Красноярская железная дорога вложит почти 23 млрд руб., предусмотренные инвестиционной программой ОАО «РЖД» на период до 2010 года. В инвестиционную программу приоритетно включались объекты, имеющие не только эффективность для ОАО «РЖД», но и мультипликативный эффект для транспортной системы и экономики страны в целом. На Абаканском отделении КрасЖД уже несколько лет целенаправленно занимаются оптимизацией инфраструктуры стратегического направления в рамках транспортного коридора Кузбасс-Дальневосточный транспортный узел. Ликвидация узких мест в перспективе позволит обеспечить растущий грузопоток, в том числе пропуск тяжеловесных составов, повысить скорости, а также обеспечить безопасность и комфорт пассажиров. На трассе Междуреченск-Тайшет сосредоточено сегодня 14 тоннелей (действующих и строящихся). Усиленной реконструкцией действующих тоннелей и строительством вторых тоннелей (рядом с существующими) Красноярская железная дорога занимается с 2000 года. В 2002-м построен Нанхчульский тоннель, над прокладкой которого подрядчики трудились долгих 11 лет. Осенью этого года будет запущен после реконструкции старый Нанхчульский тоннель (на участке Бискамжа-Аскиз) — его длина 2,4 километра. С вводом в эксплуатацию двух Нанхчульских тоннелей железнодорожники запланировали работы по устройству двухпутного участка на перегоне Алатау-Нанхчул. В 2006 году сдан в эксплуатацию Второй Джебский тоннель — самый высокотехнологичный на Красноярской магистрали, впервые сооруженный с применением передовых технологий. Строительство объекта велось с 2001 года. Ввод Второго Джебского тоннеля позволил убрать узкое место, каковым до этого был перегон Джебь-Щетинкино. Путейцы сейчас работают над реконструкцией пути на этом участке с будущим сооружением здесь вторых путей. Впереди — реконструкция самого длинного (2,46 километра) Манского тоннеля и строительство нового Манского тоннеля. В 2012 году тоннелестроители приступят к работам на Козинском тоннеле. Уже в следующем, 2009 году планируется окончание строительства нового Крольского тоннеля (2,25 километра), на что инвестиционной программой ОАО «РЖД» запланировано 6,4 млрд руб. А 30 мая завершилась его проходка тоннелепроходческим комплексом «Ловат». Это был настоящий праздник не только для тоннелепроходчиков, но и для железнодорожников. Как только поезда пойдут сквозь новый Крольский тоннель, старый закроют на реконструкцию. После ввода Крольских тоннелей начнется строительство двухпутного участка дороги Лукашевич-Кравченко. В перспективе к 2015 году основная часть магистрали Абаканского отделения должна стать двухпутной и готовой к пропуску значительных грузопотоков через Кузбасс-Дальневосточный, а также с тувинским углем, который к этому времени пойдет по новой железной дороге Курагино-Кызыл. Применяемые сегодня при строительстве тоннелей методы и системы гидроизоляции являются передовыми в мировой практике. Более того, внедрение новейших технологий при укладке пути в тоннелях (безбаластного, бесстыкового) решает вопрос безопасности движения поездов и увеличения скоростей. В старых тоннелях поезда идут со скоростью 25–40 километров в час, в новых и реконструированных — более 60 километров в час. Срок эксплуатации возводимых по современным технологиям тоннелей без капитального ремонта специалисты оценивают в 100–150 лет. Окупаемость средств, вложенных в современный высокотехнологичный путь, при растущей интенсивности грузопотока наступает уже через пять-восемь лет.