«КрасЭйр» хочет рискнуть

Красноярская авиакомпания «КрасЭйр» собирается начать ежедневные полеты на маршруте Томск-Москва-Томск (сегодня на этом направлении работают авиакомпании «Сибирь» и «Владивосток Авиа»). Появление третьего авиаперевозчика на сравнительно небольшом томском авиарынке может привести к жестокой конкурентной борьбе за томских пассажиров. Фото «КрасЭйр» Как рассказал «КС» председатель комитета по работе со СМИ администрации Томской области Алексей Севостьянов, на прошлой неделе состоялись переговоры между властями Томской области и руководством авиакомпании «КрасЭйр».

Предметом обсуждения стало приглашение «КрасЭйр» на томский авиарынок, сделанное местными властями. По словам господина Севостьянова, «соглашение с «КрасЭйр«, которое сейчас готовит администрация региона, предусматривает организацию ежедневных утренних и вечерних рейсов по маршруту Томск-Москва-Томск на самолетах Boeing. Полеты предполагается начать уже в четвертом квартале 2005 года. Безусловно, при этом компания должна обеспечить конкурентоспособные тарифы и дисконт для постоянно летающих пассажиров». Напомним, что томские власти не в первый раз проявляют инициативу по привлечению на местный авиарынок крупных авиаперевозчиков. Так, весной этого года администрацией Томской области активно велись переговоры с руководством «Аэрофлота». Власть хотела организовать рейсы из Томска в Москву. Однако к взаимному согласию стороны не пришли. Более успешно вопрос решился с дальневосточной «Владивосток Авиа», которая этим летом существенно расширила свою программу полетов за счет открытия рейсов из городов Сибирского региона. Такое радушие томских властей по отношению к авиакомпаниям Алексей Севостьянов из местной администрации объяснил «желанием разрушить монополию авиакомпании «Сибирь«, которая до середины июня 2005 года единолично обслуживала московское направление».

В пресс-службе авиакомпании «КрасЭйр» подтвердили серьезность своих намерений выйти на томский авиарынок. «Предполагается, что уже с сентября на маршруте Томск-Москва мы будем эксплуатировать Ту-214, а в ближайшей перспективе Boeing-737 «, — сообщает пресс-служба «КрасЭйр». В авиакомпании «КрасЭйр» отказались комментировать причины выхода компании на сравнительно небольшой и высококонкурентный томский авиарынок (для сравнения: количество отправленных пассажиров из новосибирского аэропорта Толмачево в 2004 году составило 716,4 тыс. человек, из аэропорта Томск — лишь 295 тыс. — «КС»).

По мнению руководителя отдела аналитики ИК «Проспект» Натальи Одинцовой, не исключено, что руководство «КрасЭйр» планирует построить через томский авиаузел сеть маршрутов в западную часть России и тем самым оптимизировать собственную маршрутную сеть. Если намерения красноярских авиаторов воплотятся в жизнь, то одним из главных конкурентных преимуществ «КрасЭйр» станет эксплуатация Boenig на рейсах из Томска в Москву. В авиакомпании «Сибирь» сообщили, что «нет ничего удивительного в том, что на региональных авиарынках присутствие крупных российских авиаперевозчиков становится все заметнее. Развиваясь, авиакомпании вынуждены находить новые для себя направления и находить свои ниши на них».

Между тем, по оценкам аналитиков, намерение томских властей привлечь как можно большее количество авиаперевозчиков может привести к жестокой конкурентной борьбе за пассажиров между участниками рынка. Традиционно на сравнительно небольших авиарынках появление нового крупного авиаперевозчика сопровождается обострением конкуренции между участниками. Кроме этого, у «Сибири» уже есть серьезный опыт борьбы за пассажиров и с «КрасЭйр» (в Норильске), и с «Владивосток Авиа« (на Дальнем Востоке). Так что попытки томской администрации сформировать конкурентную среду на маршруте Томск-Москва могут либо спровоцировать демпинг, что приведет к уходу с рынка финансово слабых конкурентов, либо создать условия для установления авиаперевозчиками сопоставимых тарифов, и тогда ожидаемого местными властями снижения цен на авиабилеты не случится», — считают специалисты авиарынка.