Клиентам

Партнерам

 

Экобренды настоящие и в камуфляже. Кому верить?

Гринвошинг (Greenwashing) — это безосновательное позиционирование компании, товара или услуги на рынке в качестве «экологичных». Термин образован от слов green (англ. зеленый, экологичный) и whitewashing (англ. отбеливание, в значении «отбеливание репутации»).
 
Само слово «гринвошинг» придумал американский биолог и эколог-активист Джей Вестервельд (Jay Westerveld) в 1986 году. Он употребил его по отношению к отелям, призывавшим своих постояльцев отказаться от частой смены полотенец и постельного белья ради заботы об окружающей среде. Все это, посчитал Вестервельд, не приносило реальной экологической пользы, а лишь сокращало издержки на обслуживание номеров.
 
Эко или не эко
Есть несколько причин, почему некторые компании нельзя назвать экологичными, но можно гринвошингом. Если помните определение гринвошинга, так называют поведение компаний, которые объявляют свой продукт экологичным без оснований. Так вот, до сих пор представители львинной доли российских компаний не смогли предоставить ни одного экологического сертификата, выданного независимым сертифицирующим органом. Вместо них присылали сертификаты соответствия, которые не имеют никакого отношения к экологичности. Это принципиально разные вещи.

Почему проблема гринвошинга еще не решена?

Впрочем, в этом нет ничего необычного. Такое случается сплошь и рядом, поскольку в России никто не контролирует использование приставки эко-. Достаточно зайти в любой супермаркет, чтобы в этом убедиться. И мы бы могли просто пройти мимо, если бы случайно не обнаружили экомаркировку «Голубой ангел» на товарах, которые покупаем сами. Тогда-то мы и задались целью: изучить экологическую обстановку на прилавках супермаркетов и разработать стратегию существования в мире гринвошинга и настоящего эко.
 
Около 58% «экологических» утверждений брендов содержит как минимум одну ложь, предупреждает Роспотребнадзор. Это означает, что не всегда, когда вы читаете на упаковке слова «растительная», «натуральная», «созданная природой» и так далее — это не обязывает товар действительно быть таким. Ни в России, ни во всём мире не существует законодательно принятых определений, что эко-продукция, а что — нет. 
Законы об экологической маркировке слишком размыты

Как выяснить подлинность экологической маркировки?

Мы решили проверить правомерность использования маркировки. Поскольку «Голубой ангел» входит во Всемирную ассоциацию экомаркировки (GEN), как и наш «Листок жизни», мы очень быстро получили подтверждение, что компании, которые мы проверяли, не сертифицированы по стандарту «Голубого ангела», а значит используют маркировку они незаконно.
 
Одновременно с этим в нашем распоряжении оказался скриншот ответа от представителя компании распространителю, который по нашей просьбе сделал запрос по поводу маркировки. Как следует из этого ответа, сертификат «Голубой ангел» есть у компании, которая делает упаковочный материал. Обратите внимание, не содержимое упаковки, а только саму упаковку. Поэтому приоретая товар с экомаркировкой вы можете быть уверены (в некоторых отдельных случаях), только в его упаковке, но не в самом товаре. Хорошо конечно, что упаковка экологичная, но хотелось бы еще, чтобы и продукт был таким же, раз на нем это заявлено.
 
Что же получается? А получается, что компании целенаправленно вводят потребителя в заблуждение, размещая маркировку «Голубого ангела» на упаковке, поскольку позволяет предположить, что сертифицирована сама продукция, а не упаковка.
 
Кроме того, компании, которые имеют право использовать маркировку «Голубой ангел», не должны «передавать» её какой-то другой компании — за такое можно лишиться маркировки. А они это все же практикуют. 
 
Это означает, что не всегда, когда вы читаете на упаковке слова «растительная», «натуральная», «созданная природой» и так далее — это не обязывает товар действительно быть таким. Ни в России, ни во всём мире не существует законодательно принятых определений, что эко-продукция, а что — нет.
А это экологично?

Как распознать гринвошинг?

  1. Например, зелёный цвет упаковки плюс надписи «фитотерапия», «природная» и т.д. ассоциируются с экологичностью и натуральностью продукта;
  2. Когда на упаковке ставятся такие слова, как натуральный, Natural, БИО, растительный и т.д. Не обязательно все продукты с этими надписями — жертвы гринвошинга, но это и не значит, что если на продукте такая надпись, то его состав будет на 100% органический или натуральный;
  3. Ссылка на растительные компоненты — «на основе трав», «живая косметика» и т.д;
  4. Заявление об экологичности может быть правдивым, но совершенно бесполезным для потребителя. Например, на растительном масле любят писать, что оно «не содержит холестерина». Это рекламный трюк: холестерин вообще никогда не содержится в растительных маслах, он есть только в продуктах животного происхождения
  5. Сертификат «Natural Care» совершенно ничего не означает, это «сертификат», придуманный самим брендом.