«Лучший склад — это его отсутствие»

Считают профессионалы-логисты Одним из крупнейших проектов развития складских комплексов «А»-класса в Новосибирске является терминально-логистический центр «Евросиб-Новосибирск» площадью 20 тыс. кв. м. Сдача этого объекта затянулась на год из-за неоднократной смены генподрядчика и завершится только весной 2008 года. Генеральный директор компании-инвестора ЗАО «Евросиб» (Санкт-Петербург) ДМИТРИЙ НИКИТИН рассказал, с какими сложностями приходится сталкиваться девелоперам логистических центров в Новосибирске, в интервью корреспонденту «КС» ЕЛЕНЕ АНУФРИЕВОЙ. — Дмитрий Николаевич, можете ли вы назвать отличия рынка строительства логистических центров в центральной части России и за Уралом? — Не могу сказать, что в западной части России все отлично, как, например, в Англии, где работает система «одного окна». Однако в Новосибирске очень остро ощущается нехватка подрядчиков, девелоперов и проектировщиков, хотя по числу жителей город третий в стране.

В Новосибирске мы задержали ввод объекта на год из-за того, что трижды меняли генподрядчика, в итоге предпочли компанию из Санкт-Петербурга — холдинг УИМП. Мы будем продолжать с ними сотрудничать, потому как мы всегда идем по пути создания стратегических альянсов, и эта компания в принципе нас устраивает. — Несмотря на некоторые проблемы с выбором подрядчиков в Сибири, у «Евросиба» есть виды на Иркутск и Дальний Восток. На каком этапе работы в этих регионах? — В Иркутске мы провели предварительные переговоры с руководством области, также сделали предварительные маркетинговые исследования рынка Дальнего Востока, объехали все порты. Однако пока на все не хватает рук, занимаемся только строительством складского комплекса в Забайкальске. — Какие нюансы есть в создании сети терминалов? Это очень выгодно или сопряжено с какими-то другими эффектами? — В математике есть закон Меткальфа, который говорит, что стоимость сети прямо пропорциональна квадрату ее участников, поэтому понятно, что чем больше элементов единой технологии, тем выше ее совокупная ценность. Нельзя сказать, что в нашей стране выгодно строить тяжелые инфраструктурные объекты. Более того, их нелегко создавать в любой точке мира. Однако невыгодность эта заметна только в некоторый определенный отрезок времени.

Транссиб тоже был невыгоден, а развил территорию страны. Иметь логистический комплекс в Новосибирске выгодно стратегически. — На какой объем грузопотока рассчитан терминал в Новосибирске и других городах Сибири, где «Евросиб» планирует развивать сеть терминалов? — В Новосибирске мы рассчитываем на 50–60 тыс. ТEU в год (TEU — эквивалент двадцатифутового контейнера. — «КС»), а при развитии технологий — до 200–300 тыс. ТЕU в год. Но у логистов есть поговорка, что лучший склад — это его отсутствие. Наша задача не в том, чтобы «затащить» в новосибирский терминал как можно больший грузопоток, а в том, чтобы создать линейный регулярный сервис и приучить к нему клиентов. Пока точкой концентрации грузов в Сибири является Новосибирск. Если в каком-либо из других городов Сибири грузопоток вырастет до такого же объема и такого же качества, как в Новосибирске, то и там нужно будет делать терминалы. Скажем, в Красноярске чуть другая структура грузопотока. Если в Новосибирской области ничего не производят, то Красноярск, напротив, больше производит, чем потребляет. Поэтому там должны применяться другие технологии. В Иркутске при предыдущем губернаторе вообще был застой, там ничего не строилось и не развивалось, а сейчас с приходом Александра Григорьевича (Александр Тишанин — губернатор Иркутской области. — «КС») все, возможно, сдвинется с мертвой точки в течение нескольких лет.

Однако еще раз подчеркну, что ключевые города России для развития логистического бизнеса — это Санкт-Петербург, Москва, порт Дальний Восток, Забайкальск, территория между Ростовом и Новороссийском, Екатеринбург и Новосибирск. — Некоторые эксперты говорят о том, что в Новосибирске в ближайшие годы возникнут кризис перепроизводства складов и нехватка клиентов. Как вы относитесь к такого рода заявлениям? — Мы не инвесторы и не строители, мы — логисты. «Евросиб» не сдает площади в аренду, а управляет грузопотоком — мы будем принимать, разбирать, затаривать контейнеры, отправлять их в другие регионы и так далее. Поэтому, возможно, у кого-то ситуация с нехваткой клиентов обострится, но это коснется тех, кто предоставляет услуги ответственного хранения, а мы особо не печалимся по поводу загрузки наших терминальных площадей. — Проект ТЛЦ обошелся компании порядка в $50 млн. За какой период окупятся эти инвестиции? — Обычно, принимая решение инвестировать в проекты, мы не всегда смотрим на срок окупаемости. Гораздо важнее генерируемый поток грузов и создаваемая рыночная стоимость.

Однако стоит отметить, что сегодня за счет резкого роста стоимости строительства, а также из-за смены генподрядчика расчетный срок окупаемости находится в «коридоре» 9–11 лет. Печально, что из этих $50 млн около 30% — это затраты на инфраструктуру. На самом деле если бы наше государство имело прогнозируемую политику в области развития инфраструктуры, как, например, в Германии или Финляндии, и само развивало инфраструктуру, то стоимость проектов и их эффективность могли бы быть совершенно другими. Например, пробный терминал в Санкт-Петербурге обошелся нам в $20 млн, а если бы мы строили такой терминал в Германии, инвестиции в него составили бы $10 млн. В Новосибирске мы взяли землю в аренду. Собственно, этой арендной платой можно было бы покрыть все госрасходы на инфраструктуру.

Срок жизни терминала — 20–30 лет, и он бы работал, принося доходы государству. К сожалению, у нас нет столь мудрых государственных мужей. — Много ли времени вы потратили на выбор земельного участка? Насколько сложно в Новосибирске найти хорошее, подходящее «пятно» для строительства склада? — Лично я потратил одну минуту, когда познакомился с вариантами и принял решение. Другое дело, что специалисты на месте тщательно выбирали. У нас много менеджеров из Новосибирска, которые хорошо знакомы с инфраструктурой города, и профессионалам не нужно много времени, чтобы принять решение. Не скажу, что ситуация с земельными участками в Новосибирске сложная. Если посмотреть, как строятся склады в Париже и Лондоне, то на логистическом рынке Новосибирска и конь не валялся.