«Агромашхолдинг» хочет место «Алттрака»

ОАО «Волгоградский тракторный завод» (ВГТЗ), входящий в ОАО «Агромашхолдинг», собирается усилить свои позиции, тесня, в частности, ОАО «Алттрак» на перспективных рынках сбыта. ВГТЗ не только наращивает поставки в Узбекистан, рынок которого является для «Алттрака» приоритетным, но и готовит выпуск трактора ВТ-250 класса 5 — альтернативы модели, производимой «Алттраком».

Дело не просто в конкуренции — оба участника рынка стремятся попасть в федеральную программу по развитию сельхозмашиностроения. На фото — председатель совета директоров ОАО «Алттрак» Сергей Скулкин. Фото Михаила ПЕРИКОВА На фоне отрицательной динамики объемов производства в 2006 году на ОАО «Алттрак» (60 единиц сельхозтехники в феврале и 17 — в мае) в последнее время привлекают внимание заявления основного конкурента рубцовчан на среднеазиатском рынке — ОАО «Агромашхолдинг» (АМХ) — о регулярных поставках гусеничной техники ОАО «Волгоградский тракторный завод» (входит в АМХ) в Узбекистан, рынок которого является для «Алттрака» приоритетным в последнее время. 31 мая 2006 года ОАО «Агромашхолдинг» отправило очередную партию волгоградских гусеничных тракторов ВТ-150Д сельхозпроизводителям Узбекистана (33 трактора ВТ-150Д).

Всего в мае этого года уже поставлено 129 единиц техники по контракту, заключенному в конце апреля между ОАО «Агромашхолдинг» и ГАК «Uzprommashimpeks». До конца первого полугодия в эту среднеазиатскую страну будут отправлены 300 штук ВТ-150Д, всего же до конца года — около тысячи. С той же компанией и в аналогичном объеме 2 июня заключен четырехмесячный контракт и у «Алттрака». Фактически же, по ранее заключенным договорам, с февраля 2006 года по сегодняшний день в среднеазиатскую республику поставлено лишь 77 единиц Т-4А, хотя руководство неоднократно заявляло, что на 2006 год запланированы поставки 1200 тракторов. Традиционно ВГТЗ специализировался на поставках в среднеазиатский регион сельхозтехники общего назначения и с уклоном на «зерновые» почвы, в частности, в Узбекистан. Однако в последнее время у ВГТЗ появились «хлопковые» амбиции, что являлось приоритетом «Алттрака» (для чего и создавался рубцовский Т-4А). Директор пресс-центра волгоградского представительства ОАО «Агромашхолдинг» Максим Копытин подтвердил корреспонденту «КС» стратегические «хлопковые» интересы ВГТЗ. «Это добросовестная конкуренция, потому что ВТ-150Д (ранее ДТ-75) уже несколько лет с успехом применяется и на сложных почвах, предназначенных для возделывания хлопка.

Среди преимуществ наших тракторов — широкий захват, высокая производительность и возможность агрегатирования с разнообразной линейкой подвесных орудий. Судя по отзывам хлопководов, рекламаций нет», — констатирует Максим Копытин. «Сотрудничество ВГТЗ с Узбекистаном продолжается долгие годы, — прокомментировал ситуацию в пресс-релизе директор по экспорту Волгоградского филиала ОАО «Агромашхолдинг» Сергей Вачугов. — Наши гусеничные тракторы идеально подходят для узбекских полей и пользуются повышенным спросом у сельхозпроизводителей. Поэтому данное направление деятельности для «Агромашхолдинга« является стратегическим, а выполнение контракта по поставке АПК республики тракторов серии ВТ для волгоградских тракторостроителей — дело чести».

В то же время председатель совета директоров ОАО «Алттрак» (на предприятии сейчас введена процедура банкротства) Сергей Скулкин заявил «КС», что «альтернативы алтайскому трактору в Узбекистане нет просто по определению. Он сделан специально под хлопковые почвы, и никто его заменить на этом рынке не сможет». По его информации, из 1043 заявок на поставку тракторов до конца этого года от сельхозпроизводителей, поданных в правительстве Узбекистана, 850 предусматривают поставку алтайских тракторов. «Волгоград традиционно присутствовал на узбекском рынке, но его доля не превышала 30%, в основном на зерновых культурах. По своим техническим параметрам ВТ-150Д (раньше ДТ-75) просто «не тянет« тяжелые грунты, на которых возделывается хлопок», — утверждает Скулкин. Гендиректор ФГУП «Государственный научно-исследовательский тракторный институт НАТИ» Николай Щельцин пояснил «КС», что «у каждого трактора есть свои плюсы и минусы. Т-4А применяется на тяжелых и засоленных «хлопковых« почвах. Для глубокой пропашки, необходимой раз в четыре года, также больше подходит алтайский трактор, волгоградские же в течение нескольких десятилетий используются как для возделывания зерновых культур, так и для работ общего назначения».

Вполне вероятно, что акцент на узбекском рынке и особенно на «хлопковый» сегмент для ОАО «Агромашхолдинг» имеет стратегический контекст. Сейчас среди потенциальных центров машиностроения развернулась жесткая борьба за попадание в федеральную программу развития сельхозмашиностроения, которая разрабатывается в правительственных кабинетах в рамках национального проекта развития АПК и предполагает выделение средств в первую очередь на инновационные проекты. Пока преимущество у «Алттрака», который имеет опытный образец трактора пятого класса Т-250 (специализация — зерновые почвы) и с которым связываются надежды на возрождение сельхозмашиностроения в администрации края. Отвечая на вопрос о том, когда же проект Т-250 обретет реальные очертания, Сергей Скулкин подчеркнул, что все зависит от власти, собственников и потребителей: «Определенные круги в правительстве лоббируют разработку гусеничного трактора пятого класса в рамках федеральной программы развития сельхозмашиностроения, в то время как известно, что такой трактор создан на нашем заводе, апробирован и получил сертификат на серийное производство. На него затрачено в ценах 90-х годов более $12 млн бюджетных средств.

Мы не говорим об образце Т-250 десятилетней давности: он модернизировался четырежды, основные конструкторские решения отработаны и испытаны, опытные образцы накатали по 5–6 тыс. часов. Но кому-то хочется изобретать велосипед. Процесс разработки «с нуля« потребует минимум пять лет — от опытного образца до акта приемки госкомиссии, когда созданный трактор станет уже морально устаревшим. Если же Сибирь проиграет, то можно поставить на заводе крест», — убежден Скулкин. Николай Щельцин не склонен драматизировать ситуацию: «Федеральная программа только разрабатывается, и все проекты будут рассматриваться на обязательной конкурсной основе, так что у «Алттрака« есть фора — опытный образец. Нужно просто занимать рынок. Но, естественно, конкуренты дремать не будут — таковы рыночные реалии».

В Волгоградском филиале «Агромашхолдинга» подтвердили намерение создать собственный трактор ВТ-250 класса 5. В частности, по словам директора департамента по связям с общественностью филиала Максима Копытина, при подписании соглашения между ОАО «Агромашхолдинг» и администрацией Волгоградской области в конце апреля вполне официально было заявлено и президентом компании, и губернатором Владимиром Кабановым, что в рамках приоритетного развития АПК разрабатывается специальная целевая программа. Она включает административный ресурс области и возможности «Агромашхолдинга» в целом, а также конструкторские разработки НАТИ по созданию трактора ВТ-250. «Эта работа активно идет. Пока опытных образцов нет, однако на их создание уйдет максимум один-два года», — утверждает Максим Копытин.