«АЭС — дорогое удовольствие только вначале»

11 июля в Железногорске (Красноярский край) пройдет заседание рабочего штаба по строительству ЖТЭЦ, на котором «Росатомстрой» и подрядчики будут обсуждать текущие вопросы реализации проекта.

Незадолго до этого, 30 июня, руководство концерна «Росатомстрой» заверило депутатов Законодательного собрания Красноярского края, что строительство Железногорской ТЭЦ будет завершено в IV квартале 2009 года. Строительство Железногорской ТЭЦ осуществляется в соответствии с Соглашением между Министерством Российской Федерации по атомной энергии и Министерством энергетики США о прекращении производства плутония на действующих реакторах АДЭ-4, АДЭ-5 в г. Северске Томской области и реакторе АДЭ-2 в г. Железногорске. О ходе реализации этих проектов, которые являются приоритетными для развития энергетики Томской области и Красноярского края, корреспонденту «КС« ДМИТРИЮ МАРМЫШЕВУ рассказывает генеральный директор ФГУП »Инвестиционно-Строительный Концерн «Росатомстрой« АРТЕМ БУТОВ. Артем Бутов — генеральный директор ФГУП »Инвестиционно-Строительный Концерн «Росатомстрой». Родился в 1968 году в Москве.

В 1992 году окончил экономический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, имеет ученую степень кандидата экономических наук. До прихода в «Росатомстрой» в январе 2006 года возглавлял ФГУП «Строительное объединение» в управлении делами президента РФ, ранее занимал посты вице-президента АБ «Газпромбанк» (ЗАО), генерального директора «ОМЗ — Структурное развитие», работал заместителем генерального директора ОАО «Объединенные машиностроительные заводы« (группа «Уралмаш-Ижора»). — Представители угледобывающей и газовой промышленности сейчас активно спорят на тему топливного баланса. Что более перспективно — газ или уголь, чьи взгляды вам ближе? Какая роль в топливном балансе России отводится атомной энергетике? — Заявления премьер-министра еще раз охарактеризовали базовую потребность нашей экономики — необходимость наращивания генерирующих мощностей и повышение энергоэффективности. Атомная энергетика имеет свои преимущества перед другими видами генерации в силу того, что она практически бесконечна, воспроизводима. А запасы угля, нефти и газа ограничены, причем это может стать ощутимым уже в ближайшем будущем.

К тому же рост цен на данные энергоносители должен еще больше продвинуть атомную энергетику в сторону ее динамичного развития. Немаловажную роль играет то, что безопасность современной ядерной энергетики увеличилась на порядки. Атомная энергетика становится все более и более популярна в мире. Страны, которые долгое время отказывались от применения ядерной энергии, как, например, Италия, сегодня начинают активно работать в этом направлении. Канцлер Германии Ангела Меркель недавно заявила, что отказ от применения в Германии атомной энергии она считает ошибочным. Европейские страны потребляют 37% ядерной энергии. В России эта цифра пока не так высока — 16% (для примера: только во Франции 78% электроэнергии вырабатывают АЭС). Сегодня в России большое внимание уделяется развитию атомной энергетики. В Сибирском федеральной округе в Томской области в скором времени начнется строительство Северской АЭС. В планах — строительство АЭС в Красноярском крае. Строительство и функционирование АЭС — дорогое удовольствие только в начале, но через пять-шесть лет — это самая дешевая электроэнергия.

А сейчас, когда отмечается рост цен на энергоносители, АЭС становятся единственным источником дешевой электроэнергии, которые позволяют гражданам меньше платить за энергию, а промышленным производствам использовать большие объемы энергии для своих целей. — Какие новые проекты планируется реализовывать в Сибирском федеральном округе? — Мы активно участвуем в инфраструктурных проектах. Например, филиал «Росатомстроя» — Томский государственный проектно-изыскательский институт «ВНИПИЭТ» — стал генеральным подрядчиком при проектировании ряда проектов по модернизации инфраструктуры Томской области. — Кроме профильных проектов (филиал планирует принять участие в проектировании предстоящего строительства Северской АЭС), «ВНИПИЭТ» активно участвует в реализации муниципальных программ Северска. В мае институт выиграл открытый конкурс на разработку проекта «Реконструкция инженерных сетей западной части города».

Также в мае филиал стал победителем открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на разработку рабочего проекта по реконструкции автодороги Томск-Северск. — Томск вошел в число четырех российских городов, получивших право на строительство на своей территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа — одного из приоритетных национальных проектов. С 2006 года наш филиал является одним из проектировщиков объектов этого технопарка. — Прошел ли 6 июня тендер на строительство третьего пускового комплекса Железногорской ТЭЦ, каковы были стартовые условия конкурса? — Аукцион на строительно-монтажные работы по третьему пусковому комплексу ЖТЭЦ был перенесен по согласованию с «Росатомом», и сроки проведения конкурса будут опубликованы в официальной печати. В настоящее время продолжается прием заявок от потенциальных подрядчиков. Стартовые условия конкурса представлены в соответствии с Федеральным законом 94-ФЗ.

— Как вы в целом оцениваете продвижение проекта строительства Железногорской ТЭЦ? Насколько вы удовлетворены темпами строительства и деятельностью подрядных организаций? — Строительство Железногорской ТЭЦ продолжается, и в настоящее время усилиями концерна «Росатомстрой» проводится комплекс мероприятий по повышению эффективности работ на строящемся объекте. Для повышения эффективности ведения строительно-монтажных работ на площадке строительства Железногорской ТЭЦ в июне этого года руководство концерна «Росатомстрой» изменило принцип формирования кадрового состава. Ранее работы выполнялись по договорам с «Росатомстроем» местными подрядными организациями. Теперь «Росатомстрой» принял решение о создании собственных рабочих мест на строительной площадке. Таким образом, как считают специалисты концерна, повысится степень контроля качества работ на объекте и усилится кадровый состав строителей ТЭЦ, куда вольются рабочие из ряда городов Красноярского края. В настоящее время финансирование с американской стороны осуществляется согласно межправительственным договоренностям. Отделы закупок и аналитики «Росатомстроя» взаимодействуют в рабочем режиме с американской стороной.

Темпы строительства Железногорской ТЭЦ соответствуют подписанным российско-американским соглашениям. На днях в Москве состоялась рабочая встреча руководства «Росатомстроя», осуществляющего строительство Железногорской ТЭЦ, с представителями инвестора со стороны Министерства энергетики США — американской компании Raytheon. Речь шла как о технических вопросах, так и об экономической составляющей проекта. Нужно отметить, что компания Raytheon довольна сотрудничеством с «Росатомстроем». Я особо хочу затронуть вопрос о сроках строительства Железногорской ТЭЦ. Не стоит путать понятия «окончание срока строительства» и «ввод объекта в эксплуатацию». Между ними может пройти определенное время, за которое «Росатомстрой» и будущая эксплуатирующая организация проведут тщательную проверку всей системы. В настоящее время строительство 1-го и 2-го пусковых комплексов Железногорской ТЭЦ укладывается в директивные сроки и будет завершено в IV квартале 2009 года. — Планируется ли вносить какие-либо коррективы при строительстве ТЭЦ по мере его реализации?

Если да, то каких параметров коснутся эти изменения? — Одна из основных задач, поставленных перед концерном «Росатомстрой» при строительстве Железногорской ТЭЦ, — его экологическая безопасность. Утвержденный проект ЖТЭЦ прошел в соответствии с законодательством РФ необходимый цикл согласований и экспертиз, в том числе государственную экологическую экспертизу, с учетом максимально возможного влияния на экологию и отвечает современным мировым стандартам в области защиты окружающей среды. Проектировщики и изготовители котельного оборудования повысили полноту сгорания топлива путем увеличения и рациональной организации топочного пространства, что позволяет уменьшить величину вредных газообразных выбросов приблизительно на 30%. Кроме того, на ЖТЭЦ будут работать электростатические фильтры, которые будут задерживать 99,2% от всех выбросов. Экспертная комиссия пришла к выводу, что все воздействие ЖТЭЦ на окружающую среду соответствует российским стандартам, которые аналогичны, а в некоторых случаях обладают более высокими требованиями, чем стандарты в США.

— Каков объем инвестиций планируется в этом году в строительство Железногорской ТЭЦ? — По условиям межправительственного соглашения объем финансирования в 2008 году должен составить $131 млн. — Будет ли закончено строительство замещающих мощностей в Северске в 2008 году? — В настоящий момент в рамках проекта реконструкции Северской ТЭЦ выполнены все работы по проектированию, заключены договоры на закупку поставляемого для строительства оборудования и материалов, на большинстве объектов активно осуществляются строительно-монтажные работы, а также на ряде участков ведутся пуско-наладочные работы. ТЭЦ даже в период реконструкции не прекращает свою работу, энергомощностей для отопления города, по данным Северского химического комбината (СХК), достаточно. Таким образом, к отопительному сезону ТЭЦ подойдет способной снабжать теплом и светом жителей Северска.

По завершению строительства тепловая мощность замещающего реакторы источника составит 658 Гкал/час. При реализации данного проекта «Росатомстрою» пришлось выдерживать объективные экономические трудности, связанные с падением курса доллара в период действия межправительственного соглашения (за это время курс упал с 30,45 руб. за доллар до 23,65 руб.). Финансирование с американской стороны по соглашению производится по фиксированной цене в долларах, а договоры с российскими подрядчиками — в рублях. Теперь возникают сложности с привлечением квалифицированного персонала, закупкой оборудования и материалов, а также наблюдается отток кадров. Эту проблему концерн совместно с СХК решает путем перераспределения рабочей силы в зависимости от производственного цикла ТЭЦ, работа которой продолжается и в период реконструкции.