«Город мастеров» будет третьим

На рынке пластиковых окон может появиться третий «кит». Новосибирская компания «Город мастеров», вложив 2 млн евро в новое оборудование по производству пластиковых окон, планирует удвоить собственное производство. В планах «Города мастеров», который сегодня входит в лидирующую пятерку, — выйти на уровень двух наиболее крупных компаний «пластикового» рынка — «БФК» и «Новолита».

Сами «киты» и эксперты рынка к планам «Города мастеров» относятся спокойно, отмечая, что супермощности сегодня — не столько необходимость, сколько маркетинговый ход, и успех зависит от его грамотного использования. Новосибирская компания «Город мастеров» основана в 1997 году. Специализируется на производстве и установке ПВХ и алюминиевых конструкций, стальных дверей, противопожарных стальных и деревянных дверей, раздвижных и кованых решеток. Региональные филиалы располагаются в Красноярске, Томске и Новокузнецке, насчитывается более 50 дилеров как в Новосибирске, так и в регионах.

На рынке ПВХ компания «Город мастеров» (собственные данные) входит в пятерку лидеров; на рынке стальных дверей занимает первое место по объемам производства и продажи за Уралом. Поставщик оборудования, по данным компании, — известная немецкая фирма. Как комментирует технический директор «Города мастеров» Денис Максин, монтаж оборудования начнется в декабре 2008 года, а его запуск в эксплуатацию запланирован на середину января 2009-го. «Благодаря новой технике производство станет полностью автоматизированным. Кроме того, оборудование — высокотехнологичное и высокоточное, что позволит исключить любые погрешности.

Это не только увеличит объемы производства, но и повысит качество продукции в целом», — продолжает Денис Максин. Отмечается, что общая производительность удвоится и составит более 25 тыс. кв. м. В планах компании — выйти на один уровень вместе с основными игроками — «БФК» и «Новолитом». «Если сегодня из-за недостатка производственных мощностей мы не готовы к привлечению всех, кто мог бы и хотел бы с нами работать, то благодаря модернизации мы сможем значительно расширить круг клиентов», — подчеркивает Денис Максин. Сами лидеры рынка довольно спокойно относятся к заявленной «Городом мастеров» цели. Они отмечают, что при нынешней ситуации на рынке (замедление темпов роста) перераспределение долей в пользу одной компании возможно только за счет доли мелких игроков.

«В ближайшие годы в условиях насыщения рынка вторичного жилья весьма вероятен рост доли лидирующих компаний с сильным брендом за счет ухода с рынка мелких и части средних компаний, — считает генеральный директор УК «БФК« Максим Якубенко. — Небольшие компании получат перспективы в области продаж и эксклюзивного сервиса, производством им будет заниматься невыгодно, за исключением, быть может, узких продуктовых ниш, не интересных большим игрокам». Директор службы маркетинга ООО «УК «Новолит» Татьяна Зиновьева отмечает, что сибирский рынок пластиковых окон нельзя сегодня назвать растущим. «В 2007 году все эксперты отметили падение спроса на пластиковые окна. По данным исследовательского центра «О.К.Н.А. Маркетинг», темпы роста оконного рынка в 2007 году сократились в 2,5 раза и составили 19% (в 2006 году рынок увеличился примерно на 50%), — продолжает Татьяна Зиновьева. — Ситуация для «пластиковых« компаний, в общем, типичная: существует резкая нехватка оборотных средств, а из-за нестабильного сезона неясен прогноз на вторую половину года. Поэтому сегодня выживает сильнейший, хитрейший и умнейший — лидер по минимальным издержкам». Компании-лидеры рынка отмечают, что увеличения производственных мощностей недостаточно для конкуренции в «высшем эшелоне».

«Наши производственные мощности на сегодняшний день составляют около 100 тыс. кв. м конструкций из ПВХ (не считая алюминия) в месяц — более чем достаточно, чтобы ежедневно остеклять несколько многоэтажек, — говорит Максим Якубенко. — За два месяца работы компания способна закрыть годовую потребность в оконных конструкциях жилых новостроек таких городов, как Омск, Новосибирск или Красноярск». На сегодняшний день загруженность заводов «БФК» составляет 70%. Совокупные производственные мощности «Новолита» достигают 70 тыс. кв. м, они загружены практически на 100%. Сегодня решающим фактором в переделе рынка являются маркетинговые коммуникации. Управляющий партнер агентства маркетинговых технологий «Марков и Партнеры» Максим Марков отмечает, что радикальных отличий по качеству пластиковых окон потребитель не видит. «Поэтому сегодня борьба идет в двух направлениях.

Первый — реклама: заметна прямая зависимость рекламных затрат с долей на рынке. Чтобы занять серьезную долю, необходимы серьезные вложения в рекламу — кто больше клиентов изначально привлечет, тот больше и получит, — рассуждает Марков. — Вторым важным фактором являются сервис (т. к. компании продают услугу) и поддержание лояльности клиента. А постпродажный сервис сегодня — это как раз проблема крупных компаний». Татьяна Зиновьева заключает, что в целом стратегия продвижения «Города мастеров» на рынке кажется несколько хаотичной. «Но если компания в сегодняшней ситуации может себе позволить вкладывать 2 млн евро, думаю, руководство достойно аплодисментов, — говорит Зиновьева. — Насколько компания сможет изменить свои позиции, будет зависеть от многих причин, но шанс хороший».