«Делать карьеру нужно не в Москве»

Профиль — карьера Руководитель сибирского филиала компании «Евросеть« Алексей Попов меньше всего похож на столичного сноба, каким привыкло рисовать воображение топ-менеджеров из Москвы. Он совершенно не стесняется признаться, что пока не перевез из Москвы жену, регулярно завтракал и обедал в столовой «Вилка-Ложка», куда приезжал на своей спортивной «Хонде». Точно так же, как не стесняется своей любви к большим деньгам. За которые он готов хорошо и много работать. АЛЕКСЕЙ ПОПОВ Родился 13 февраля 1977 года. Работает в компании «Евросеть» с 2001 года. Первая должность — стажер салона связи «Евросеть». Через три месяца — старший продавец. В 2003 году переехал с семьей в Новосибирск основывать и развивать сибирский филиал компании «Евросеть» в качестве директора розницы. В 2004 году назначен управляющим компании «Евросеть» по СФО (на сегодняшний день — около 250 салонов связи в регионе). — За что вас сослали в Сибирь? — А меня не сослали. Это было повышение. Причем очень значительное. В Москве я был старшим продавцом, а в Сибирь поехал руководителем регионального филиала. Это очень значительный рывок в карьере. Но вообще в компании «Евросеть» такие перемещения в порядке вещей. Нынешний руководитель всей розницы в Сибири приехал из Башкирии. А бывший управляющий омского субфилиала, наоборот, уехал в Киев руководить украинским офисом. Бывают случаи, когда люди переезжают из города в город без ощутимого повышения в должности, просто потому, что им хочется посмотреть новые места. Скажем, мой друг уехал таким образом в Иркутск — там Байкал рядом. А другой человек вообще в Норильске оказался. Просто интересно ему. — Из провинции многие наоборот рвутся в Москву — считается, что карьера в столице является показателем жизненного успеха — Я думаю, что эти представления уже устарели. То есть если в Москве вас интересуют прежде всего клубы и рестораны, то, наверное, да — переезд имеет смысл, поскольку их там больше. Но если вы нацелены именно на карьеру, то в Москве вам делать нечего. Там все уже более или менее утряслось, и быстро расти уже не получится. Бизнес сейчас развивается прежде всего за счет регионов. — Какие были ассоциации с Новосибирском до приезда? — Я почему-то думал, что вокруг Новосибирска тайга. По географии у меня всегда были пятерки, и в принципе я помнил, что для этой территории еще характерен другой ландшафт, но такой предрассудок был. То есть я понимал, конечно, что по городу медведи не ходят, но мне казалось, что лес должен начинаться где-то сразу за границей города. Первое знакомство с Сибирью было шокирующим. Мало того, что это был мой первый полет на самолете вообще, так после приземления нам подали не нормальный трап, а какую-то ободранную железную лестницу на колесиках. Добавьте к этому мороз и ветер — я прилетел в конце декабря. В общем, не самые приятные ощущения. Уверенный покоритель Сибири Алексей Попов — Долго проходило привыкание? — Совсем нет. Я на самом деле «неправильный» москвич, поскольку живу в Подмосковье, а главное, Москву с ее шумом, грязью и пробками не очень люблю. Так что Новосибирск мне показался для жизни довольно удобным, и когда я прилетел сюда во второй раз, это был практически родной город. И сейчас у меня скорее Москва вызывает какие-то негативные ассоциации — очень шумно, все напряжены, куда-то торопятся. Новосибирск как город очень молодой, для меня более интересно съездить в Томск, Омск, Красноярск. — Люди здесь отличаются? — Да, и довольно сильно. Положительный момент — очень высокий уровень образования. Для менеджера часто серьезной проблемой на новом месте может быть косноязычие подчиненных и использование ими какого-то собственного жаргона. Поскольку если человек не может ясно высказать тебе суть проблемы, то непонятно, как эту проблему решать. Когда я летел сюда, меня предупредили, что в Новосибирске люди говорят правильно. Единственным новым для меня словом стало «мультифора». Во всем мире это называется «перфофайл» или просто «файл». Возможно, так называлась первая компания, которая ввезла эту штуку на местный рынок. — А отрицательные стороны? — С точки зрения москвича, в Новосибирске люди более размерены. Здесь вообще особый ритм жизни. В Москве, например, все надо делать быстрее, иначе — самый банальный пример — ты просто не сможешь водить машину. Движение очень интенсивное, у тебя есть только секунда, чтобы втиснуться в поток. Здесь таких сложностей нет. Пока нет. Но главная проблема — деньги. Похоже, для людей здесь они имеют меньшее значение. У меня были прецеденты, когда управленцы, имевшие хорошую зарплату, уходили на меньшие оклады только потому, что нагрузка на новом месте работы у них была ниже. Причем ладно, если бы человеку действительно не хватало времени на что-то стоящее. Но случаются просто анекдотичные ситуации: сотрудник говорит, что увольняется, поскольку, работая у нас, он не успевает закончить ремонт квартиры. Я говорю ему: «Найми бригаду. Тебе ее услуги обойдутся, скажем, в 30 тыс. руб.». Нет, это для него дорого. А сменить работу с окладом в 45 тыс. руб. на 15 тыс. руб. — не дорого. Зато теперь у него есть возможность шпатлевать и красить самостоятельно. Я этого не понимаю. Или взять штрафные санкции. Штрафуешь сотрудника на 30% оклада, а по его поведению совершенно не скажешь, что он серьезно огорчен. Мне бы было очень обидно, а человек посмотрел и махнул рукой — «ну и черт с ним». В общем, люди к деньгам относятся легко. Причем это проявляется и в том, как их тратят. Пока сотрудников было немного, мы периодически всем офисом ходили вечерами в бар. Такой обычный элемент командообразования. Так вот, меня удивляло, что обычный сотрудник с окладом в 8–10 тыс. руб. в месяц мог спокойно оставить за вечер столько же, сколько я, хотя у меня зарплата существенно выше. — Как же быть? — Работать. Я говорю об общей ситуации, люди, готовые много и упорно работать, в Сибири есть. Просто для них, помимо денег, нужны какие-то другие мотивационные инструменты. — Например? — Драйв, который дает результативный труд. У вас есть цель, вы ее добиваетесь, ставите перед собой новую. Думаю, что главным достоинством «Евросети» является это постоянное ощущение движения вперед. А еще у нас очень сильный командный дух. Если человек привык ходить на работу «от и до», просто отрабатывая зарплату (скорее всего небольшую), то, скорее всего, в нашей компании ему не понравится. Но для тех, кто любит и умеет много работать и хочет хорошо зарабатывать, наша компания — идеальное место. — Как вы относитесь к «звездам»? Приходилось переманивать их в Сибири? — Не думаю, что это имеет смысл. «Звезды», то есть уже сформировавшиеся топ-менеджеры, просто не готовы у нас работать. Поскольку у нас особенная специфика, которая подходит не всем. У нас был один прецедент, когда молодого человека действительно переманили из Екатеринбурга. Он проработал у нас всего два месяца и был уволен. Нам проще взять человека без лишних амбиций и дать ему возможность расти внутри компании. Для этого в «Евросети» существует собственная обучающая структура. Только в Сибири у нас работают порядка 20 тренеров, которые ежедневно проводят в среднем четыре занятия. И каждый сотрудник проходит тренинг хотя бы раз в неделю. Так что при желании набраться профессиональных навыков у нас можно довольно быстро. А собственным «звездам» мы стараемся давать возможность для роста. — Не приходилось сталкиваться с неприятием — дескать, пришла столичная компания, подминает под себя рынок? — Неприятие возможно только со стороны конкурентов. Конкуренты всегда неприятны, особенно если ты им начинаешь проигрывать. Но появление крупных компаний, которые будут доминировать на рынке, — естественный процесс. Это происходит на любом рынке. Думаю, что в долговременной перспективе местным сетям в лучшем случае удастся держаться на плаву. В возможность их серьезного развития я не верю. Думаю, большинство из них в ближайшие несколько лет будут либо проданы, либо станут работать под чужой маркой. Для наемных работников приход крупных федеральных сетей — несомненный плюс. Потому что даже если человек, получив от нас предложение, остается на старом месте работы, ему скорее всего или поднимут зарплату, или будут стараться еще как-то мотивировать. А в плане карьеры работа в федеральной компании — это просто совершенно новый уровень возможностей. Поскольку даже если вы работаете в фирме, которая входит в число крупнейших в городе N, то все равно максимум роста, который вам доступен, — это стать там, скажем, исполнительным директором. Когда человек приходит в компанию вроде «Евросети», он почти сразу может получить должность с уровнем возможностей и компетенций, которые раньше для него были потолком. Я уже приводил пример нашего бывшего руководителя омского субфилиала. Так вот, в Омске у него в подчинении было порядка 30 торговых точек, а сейчас 250. Чувствуете разницу? Какая сеть в Сибири или любом другом регионе даст такие возможности? На правах рекламы