«Крупный формат» нуждается в чистом воздухе

Рынок климатического оборудования, несмотря на высокие темпы роста — по данным Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК), рост рынка в 2005 году составил 20–40%, — по-прежнему остается перспективным. В 2006 году ожидается увеличение спроса на промышленное и полупромышленное кондиционерное оборудование.

При этом эксперты Ассоциации прогнозируют резкое укрупнение ведущих импортеров, имеющих возможность держать на складе большой ассортимент продукции. Не исключено, что небольшие и средние импортеры будут вынуждены сократить число брэндов поставляемого оборудования. Особенности и тенденции Срок службы оборудования, установленного 10 лет назад, заканчивается, а спрос на его замену и сервисное обслуживание постоянно растет. Фото Михаила ПЕРИКОВА Одна из особенностей новосибирского рынка кондиционеров — широкая представленность японских брэндов. Эта тенденция сохранилась с начала 90-х годов, и хотя сейчас количество техники из Кореи и Китая существенно возросло, законодателями мод по-прежнему остаются японцы. Еще одна яркая тенденция — возрастающее внимание к дизайну. Борьба за покупателя идет не только в показателях «цена-качество», визуальное оформление зачастую играет решающую роль при покупке. Важную роль при выборе сплит-систем играет и возможность повышения качества воздуха внутри помещения.

Производителями вводятся все новые функции: дополнительно подается кислород в помещение, контролируется уровень углекислоты, производятся ионизация и ультрафиолетовая обработка воздуха, снижается шум. Повысилась вариабельность фильтров: в ассортимент включены даже фильтры с содержанием витаминов.

«В нашем салоне появилось много новых моделей кондиционеров, — говорит начальник климатического отдела салона Panasonic Андрей Фомишин. — Например, кондиционер AC Robot: у него есть функция очистки фильтра, которая производится автоматически при каждом включении. Пользуются спросом модели с генератором кислорода — у обычных моделей кондиционеров воздух забирается из комнаты, а в этих моделях есть отдельная система забора воздуха (воздух забирается прямо с улицы, очищается, обогащается кислородом)». Исполнительный директор компании «СПРЭД» Дмитрий Кучеров говорит о тенденции, появившейся еще год-два назад, — выход на новосибирский рынок китайских производителей недорогих моделей кондиционеров. «Причем этих производителей очень много, счет идет на десятки, — сетует Кучеров. — В результате цены падают. Также появилось много московских поставщиков, которые размещают здесь свои представительства и открывают крупные склады. Местным игрокам становится все сложнее». К числу негативных тенденций Дмитрий Кучеров относит тот факт, что на рынок продаж и монтажа вошли магазины бытовой техники: «Я глубоко сомневаюсь в качестве систем, которые смонтируют представители магазинов бытовой техники. Мне известно, что магазины неофициально нанимают монтажников из профессиональных фирм.

Но к кому тогда обращаться с рекламацией в случае поломки системы? Ведь понятно, что основа качественной работы систем кондиционирования — квалификация монтажников». Крупные рыночные игроки недовольны увеличением количества мелких предприятий, которые не могут предложить должного уровня сервисного обслуживания. «Многие мелкие компании занимаются сезонной работой, и это не их основной профиль», — говорит Андрей Фомишин.

Возможности для роста Основная масса заказов поступает от владельцев офисов и частных клиентов, обустраивающих жилые помещения. Однако в Новосибирске множество объектов торговой розницы практически лишены современного оборудования по кондиционированию и очистке воздуха. Продавцы климатической техники видят перспективных клиентов в сегменте супер- и гипермаркетов. «Новосибирск — крупнейший и постоянно растущий логистический узел Сибирского региона, — говорит директор компании «ЮСА Климат» Амир Хасанов. — Только в этом году планируется построить несколько крупных логистических комплексов общей площадью более 150 тыс. кв. м. Помимо складских терминалов, строятся гипермаркеты и торгово-развлекательные комплексы.

Однако в городе остро ощущается дефицит складов класса «А», а также по-настоящему комфортных и современных супермаркетов. Одна из причин — отсутствие в таких помещениях современных систем специализированной вентиляции. Склад категории «А« должен оснащаться такими системами принудительной вентиляции, которые позволят решать полный комплекс услуг, связанный с хранением и обработкой товаров. Не менее актуально наличие современной системы вентиляции в крупных торговых залах, где невозможно решить проблему притока свежего воздуха с помощью обычных бытовых сплит-систем. В торговой зоне гипермаркета необходимо создать комфортные условия, которые бы стимулировали покупателей к совершению покупок. Система вентиляции не должна раздражать покупателей своим шумом и создавать помех в торговом зале в период проведения технического обслуживания.

Не менее актуально наличие специализированной вентиляции во дворцах спорта, бассейнах, аквапарках, кинотеатрах — практически во всех большепролетных зданиях». «Одно из приоритетных направлений работы нашей компании — создание комплексных систем обеспечения микроклимата для крупных и корпоративных клиентов, — рассказывает руководитель климатического отдела новосибирского регионального отделения компании НЭТА Светлана Кухар. — Последние крупные проекты: супермаркет «Гигант» площадью более 20 000 кв. м, Новосибирский электродный завод, ЗАО «Ронталер« и другие. Подобные объекты нуждаются прежде всего в максимально полном спектре услуг — от проектирования внутренних инженерных систем до пусконаладочных работ. Необходимо и техническое (гарантийное и послегарантийное) обслуживание установленной техники»

. Перспективы рынка К развитию технологий можно отнести тенденции создания разработок по снижению уровня шума, создаваемого как внутренним, так внешним блоками кондиционеров в процессе работы, улучшение системы очистки воздуха, повышение уровня комфорта (кондиционирование, обогрев, осушение, увлажнение), а также улучшение массогабаритных показателей оборудования и совершенствование дизайна кондиционера, простота в эксплуатации и обслуживании. По прогнозам аналитиков АПИК, в 2006 году ожидается увеличение спроса на промышленное и полупромышленное кондиционерное оборудование.

В ближайшие три года вырастет объем сервисных работ. По мнению продавцов климатического оборудования, эти прогнозы вполне объяснимы. Ведь реально рынок кондиционирования начал формироваться в 1994 году, то есть ровно 10 лет тому назад. В настоящее время срок службы установленного в те годы оборудования заканчивается, и необходимость в его замене и сервисном обслуживании постоянно растет.