«М.Видео» проникает на обжитой рынок

Четвертый (и последний) игрок из списка «основного состава» федеральных компаний, работающих на рынке бытовой техники, выходит в Сибирь. В декабре 2006 года сеть «М.Видео» открывает в Новосибирске свой первый магазин. В дальнейших планах компании — раскинуть сеть не только в Новосибирске, но и в других городах региона. Компания «М.Видео» создана в 1993 году. Сегодня магазины «М.Видео» работают в 18 городах России, 38 — в Москве и Санкт-Петербурге и 32 — в других регионах. Совокупная торговая площадь гипермаркетов «М.Видео» составляет более 138 тыс. кв. м. Оборот компании в 2005 году составил $1,2 млрд, в 2006 году «М.Видео» планирует увеличить этот показатель до $1,6 млрд.

Как считают некоторые игроки новосибирского рынка бытовой техники, приход «М.Видео» в первую очередь заставит потесниться «Техносилу». Фото Михаила ПЕРИКОВА Впервые информация о выходе компании «М.Видео» в Новосибирск появилась еще летом 2005 года. Называлось даже конкретное местоположение магазина — помещения на площадях завода «Станкосиб» (сейчас — торговый комплекс «Гиперон»). Однако в итоге тендер на эту площадку выиграла другая столичная сеть, на тот момент также не представленная в Новосибирске, — «Техносила» (открыла магазин в декабре прошлого года). Тем не менее «М.Видео» не собиралось отказываться от выхода в Сибирь, анонсируя очередные сроки открытия магазина на вторую половину 2006 года.

«В декабре этого года мы открываем свой первый магазин в Новосибирске (и в Сибирском регионе). Он будет расположен на третьем этаже ТЦ «Горский«, на улице Немировича-Данченко (заказчик строительства ТЦ — спортивно-технический клуб «СКА-Сибирь»; общая площадь шестиэтажного центра составляет 18 тыс. кв. м; сдача центра предварительно назначена на 1 декабря. — «КС»). Такой выбор обусловлен тем, что нас полностью устроила концепция данного торгового центра, — рассказывает пресс-секретарь компании «М.Видео» Надежда Киселева. — Общая площадь «М.Видео« — 2300 кв. м, торговая — порядка 1800 кв. м». Назвать суммы вложений, а также долю на новосибирском рынке, которую планирует занять компания, Надежда Киселева пока отказалась. «Могу сказать, что потенциал новосибирского рынка огромен, — отмечает Надежда Киселева. — И мы привнесем на него свое уникальное торговое предложение (ассортимент, сопутствующий сервис и цены). К тому же мы не приходим в регион, чтобы открыть единственный магазин, мы развиваем сеть — сейчас в разработке находятся и другие проекты.
Думаю, все это позволит получить нам весомую долю на рынке». По оценкам экспертов, вложения в магазин компании составят порядка $1,6 млн. Что касается доли рынка, здесь озвучиваются цифры от 5% до 20%. «Хотя до последнего времени «М.Видео» не шло слишком далеко за Урал (скорее всего из-за боязни «дальней» логистики), приход компании в Новосибирск — давно ожидаемое событие: один из самых перспективных и больших по объему рынков не был до сегодняшнего дня освоен одним из лидеров российского ритейла. При этом нужно понимать, что, вероятно, Новосибирск — это только начало сибирской экспансии компании, — говорит начальник отдела аналитики компании «МИР» Михаил Малаховский. — Разумеется, приход компании приведет к изменениям на новосибирском рынке.

Если «М.Видео» реализует стратегию «залпа» при выходе на рынок (практически одновременно откроет несколько магазинов), то компании вполне реально за год занять 15–20% рынка. На мой взгляд, в первую очередь потесниться придется «Техносиле« (сегодняшний единственный магазин в Новосибирске не показывает сколько-нибудь вменяемых результатов, его доля рынка колеблется вокруг 4–5% и, вероятно, еще сократится), а уже потом остальным компаниям». А по мнению исполнительного директора исследовательской компании PreView Рады Малышевой, для того чтобы «М.Видео» могло завоевать позиции в Новосибирске, компании нужно сделать какое-то принципиально новое предложение. «Новосибирский рынок бытовой техники сегодня находится в промежуточном состоянии: с одной стороны, лояльность потребителя к уже раскрученным здесь сетям достаточно высока, а с другой — все компании предлагают практически одно и то же, а покупатели хотят чего-то нового, — считает Рада Малышева. — Я считаю, что при «новом» подходе «М.Видео« может занять порядка 5–7% рынка — за счет местных игроков».

Представители местных сетей считают, что приход «М.Видео» заставит потесниться всех игроков рынка. «Для Новосибирска такая ситуация далеко не нова, федеральные «бытовые« компании периодически открывают здесь свои магазины — и каждый раз идет разговор об ослаблении позиций местных компаний. Тем не менее мы работаем, — отмечает один из участников рынка. — Понятно, что конкуренция становится жестче. Но, на мой взгляд, для всех компаний». «Сибирь — очень значимая территория России, и без ее освоения региональную экспансию любой сети можно считать неполной, — резюмирует директор по связям с общественностью сети «Техносила» Надежда Сенюк. 

— При этом у каждой сети свой план развития. И то, что «М.Видео» одним из последних среди федеральных игроков выходит в Сибирь, говорит о том, что, очевидно, ранее для сети были приоритетными другие регионы. Однако это не означает, что компании придется довольствоваться небольшой долей рынка. Все будет зависеть от темпов развития «М.Видео« (в городе нужно будет открыть не менее двух-трех гипермаркетов) и от конкурентных преимуществ сети».