«Краспригород» выходит на рынок

В рамках реформирования железнодорожной отрасли компания РЖД проводит реструктуризацию собственных активов. Второй этап реформы, в котором она сейчас находится, предполагает выделение дочерних зависимых обществ (ДЗО). 1 августа, после завершения регистрации в Федеральной службе по финансовым рынкам России, на рынок выходит ОАО «Краспригород» — красноярская железнодорожная пригородная компания.

Убытки ОАО «РЖД» от перевозки пассажиров в пригородных электропоездах за пять месяцев 2005 года составили 8,5 млрд руб., доходы — 3 млрд 300 млн руб. Ожидаемый убыток «Краспригорода« — 80 млн руб. в текущем году и 76 млн руб. в следующем. В будующем электрички станут комфортнее. Фото Андрея ТКАЧУКА В апреле 2005 года первый заместитель губернатора Красноярского края Лев Кузнецов и начальник Красноярской железной дороги Владимир Супрун побывали на Западно-Сибирской железной дороге. Они изучали опыт работы новосибирской железнодорожной пригородной компании »Экспресс-пригород«.

Тот факт, что прошлый финансовый год «Экспресс-пригород» закончил с прибылью, стал еще одним важным аргументом в пользу создания в Красноярске пригородной компании. Красноярская железная дорога (филиал ОАО «РЖД») проходит по территориям четырех субъектов Федерации — Красноярского края, Республики Хакасия, Кемеровской и Иркутской областей. Все они теперь — зона действия ОАО «Краспригород». Уставный капитал компании минимальный — 100 тыс. руб. Из них 51 тыс. руб. — доля ОАО «РЖД». 49 тыс. внесла администрация края в лице ГПКК «Центр транспортной логистики». По словам генерального директора ОАО «Краспригород» Александра Мишуры, главная задача компании — вывести направление, которое всегда являлось убыточным, на уровень рентабельности, а также повысить качество обслуживания пассажиров: «Выделение комплекса в отдельный бизнес преследует цель повышения мотивации персонала самой компании. Достичь рентабельности мы надеемся за счет увеличения доходов и оптимизации собственных расходов. Упор будет сделан на развитие сопутствующих пригородным перевозкам видов бизнеса, — той же сферы услуг. Одним из факторов повышения доходности мы считаем увеличение числа перевозок поездами повышенной комфортности: в этом году мы получим четыре новых поезда.

По магистрали начнут курсировать еще два комфортабельных электропоезда. Постепенно мы планируем производить замену подвижного состава на менее энергоемкий вид транспорта (львиная доля затрат на организацию пригородных перевозок приходится на ремонт и техническое обслуживание локомотивов).

Так, в середине августа на участке Красноярск — Дивногорск, где КЖД ежегодно несет убытки в размере 30 млн руб., будет запущен новый вид транспорта — рельсовые автобусы. Еще один важный момент — гармонизация графика движения пригородных поездов. Он станет более гибким. Еженедельно ревизоры дают нам характеристику населенности электропоездов. Исходя из этого, мы регулируем перевозки. Самое главное для нас сейчас — уйти от практики холостых пробегов: с уменьшением пассажиропотока мы будем уменьшать и составность поезда. Это важная строка экономии средств». Кроме того, согласно Федеральному закону N 122 «О монетизации льгот», в 2005 году предприятие из федерального бюджета дополнительно получит более 60 млн руб. — за перевозку федеральных льготников. Взаимоотношения «Краспригорода» с владельцем инфраструктуры теперь базируются на иных принципах.

По каждому виду деятельности компания заключает с РЖД прямой договор. На первом этапе предприятие выступает в роли арендатора инфраструктуры. Это оговорено в Стратегической программе реформирования РЖД: на два года, пока существует риск банкротства, имущественным комплексом пригородные компании не наделяются. Когда же «Краспригород» выйдет на безубыточный уровень работы, в его собственность перейдет мотор-вагонный подвижной состав, вокзальные комплексы тех станций, где осуществляются преимущественно пригородные перевозки. Процесс капитализации имущественного комплекса завершится в 2007 году. Что касается отношений пригородной компании с регионами, они также строятся на основе договоров. Администрации субъектов Федерации будут формировать государственный социальный заказ на перевозку пассажиров в пригородном сообщении. До конца 2005 года сохранятся те договоры, которые уже были заключены с регионами (есть договоры с Красноярским краем, Хакасией и Кемеровской областью, сейчас ведется работа над соглашением с Иркутской областью).

По окончании бюджетного года РЖД возвратят предприятию средства, поступившие по контрактам. А уже в 2006 году «Краспригород» начнет заключать договоры с регионами напрямую. Стоит отметить, что взаимоотношения РЖД с администрацией Красноярского края с появлением «Краспригород» вступают в новую стадию. В качестве акционера администрация сможет контролировать расходы на организацию перевозок, непосредственно участвовать в перевозочном процессе. Для нее этот вид бизнеса станет более открытым. В компании уверяют, что ни в коем случае не собираются увеличивать прибыль за счет пассажиров: так называемые социальные электрички никуда не денутся. В будущем они просто станут комфортнее. Механизм утверждения тарифов останется прежним. Напомним, по действующему законодательству тарифы на пригородные перевозки утверждают субъекты Федерации.

Цены формируются, исходя из расходов на организацию перевозочного процесса. Последний раз стоимость проезда в электропоездах в Красноярском крае поднималась в ноябре 2004 года. С 15 июля 2005 года она возросла в Хакасии. Впрочем, в таких случаях правильнее говорить не «повышение», а доиндексация тарифов. Ведь рост цен на проезд здесь не может быть выше уровня инфляции. Генеральный директор ОАО «Краспригород» Александр Мишура подтвердил корреспонденту «КС» информацию о том, что РЖД намерены пересмотреть концепцию построения тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении. Компания собирается отказаться от зонного принципа расчета тарифов: «В некоторых регионах мы уже отошли от такого принципа. В Хакасии, например, действует покилометровый тариф. Стоимость билета здесь зависит от фактического расстояния перевозки — от станции отправления до пункта назначения. Такой механизм расчета тарифов является более точным». Материал предоставлен пресс-службой Красноярской железной дороги