«Кузбасс» как автобрэнд

Компания «МаррТЭК», связанная с именем экс-вице-президента «ЛУКОЙЛа» и сенатора Ралифа Сафина, намерена вложить 550 млн рублей в производство автобусов под брэндом «Кузбасс» из китайских комплектующих. Китайский партнер «МаррТЭКа» пока не разглашается. Строительство завода начнется в селе Драченино под Ленинском-Кузнецким, и уже к концу года планируется выпускать порядка 1,5 тыс. автобусов по китайской технологии.

Аналитики считают, что такое производство будет выгодно Кузбассу, испытывающему нехватку автобусов. В селе Драченино Ленинск-Кузнецкого района компания «МаррТЭК» приступила к строительству завода по производству автобусов большой вместимости. Предприятие мощностью 1,5–2 тыс. автобусов в год будет построено к концу августа 2008 года. Транспортные средства будут выпускаться под российским брэндом «Кузбасс», но по китайской технологии. Как отметил Ралиф Сафин, на первом этапе узлы и детали будут поставляться из Китая, а через некоторое время предполагается, что 40% деталей будет производиться уже непосредственно в России.

Своего китайского партнера Ралиф Сафин предпочел не разглашать, но назвал общую стоимость строительства завода — 550 млн рублей. По мнению директора Сибирского представительства КамАЗа Александра Копытова, «в Кемеровской области уже были попытки сборки автобусов, но 10 лет назад они закончились неудачей. Однако время идет, и проект за подобные деньги вполне реалистичен, тем более что изначально планируется сборка из китайских комплектующих». Как заявил на подписании соглашения губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, «на заводе будут собираться автобусы четырех видов — 20-местные, 40-местные, 60-местные и 80-местные. При этом 80-местные автобусы класса «Турист« начнут производиться впервые в России». «Несмотря на то что основные производители автобусов в России — ГолАЗ, КамАЗ и ЛиАЗ — уверенно наращивают производство автобусов, их все равно в регионе очень мало. Изношенность автопарка достаточно высока, в некоторых городах области она доходит до 40%», — отмечает аналитик по региональному развитию ИК «Атон Юникредит» Алексей Боков.

Важный момент, по мнению Копытова, — наличие сервиса в городах Кузбасса, «так как китайская техника, к сожалению, не всегда прочна и нуждается в ремонте». «Завод в Драченино (а всего в России планируется открыть пять подобных производств) будет производить четыре типа автобусов под маркой «Кузбасс«, — отметил Сафин. — Они будут уровня Mercedes: с туалетами, ремнями безопасности, телевизорами. Комплектоваться машины будут двигателями, работающими на трех видах топлива — бензине, газе, дизтопливе. Собирать автобусы планируем из российских (до 40%) и китайских комплектующих, 80-местный автобус будет стоить 1,3 млн рублей». «При сборке автобусов из готовых запчастей такая цена вполне адекватна», — отмечает Александр Копытов. Для обучения персонала весной в Кемеровскую область приедут 50 китайских инженеров, которые в течение нескольких месяцев познакомят местных специалистов со сборочным производством. И начальник департамента транспорта АКО Галина Чернова, и Александр Копытов отмечают, что «автобусный проект» Ралифа Сафина имеет и социально-экономическую составляющую. «Это шаг в развитии Ленинск-Кузнецкого района, в развитии транспортных коммуникаций в регионе, он поддерживается властями, поэтому перспективы проекта оптимистичные», — заявили они «КС».