маркетинговые и социальные исследования |
КлиентамПартнерам
|
Выбор наиболее эффективных каналов коммуникаций с потребителямиТезисы:"Маркетинг и маркетинговые исследования в Сибири", 4-5 декабря 2003 г.
На примере оказания строительно-монтажных услуг в Новосибирске Постановка проблемыВ связи со стабилизацией социально-экономического положения в стране, которое характеризуется для строительного рынка как «устойчиво высокий спрос на жилье», в Новосибирске активно развивается сегмент продаж услуг строительно-монтажных работ (монтаж систем вентиляции и отопления, ПВХ-окон, межкомнатных и входных дверей, сантехнического оборудования и проч.) населению. Так как барьеры для входа на данный рынок услуг низкие (150–300 тыс. рублей), уровень конкуренции среди строительно-монтажных компаний стабильно высок. Также рынок данного вида услуг подвержен сильному влиянию сезонного спроса: середина лета – начало осени. При этом в последние 2-2,5 года возрос интерес фирм к такому его сегменту как частные заказчики. Все большее количество участников рынка, для привлечения клиентов, используют средства печатной и аудио рекламы, например: на рынке установки ПВХ-окон в г. Новосибирске на август 2003 года в печатных СМИ рекламировалось 162 фирмы. В связи с ростом массы рекламных сообщений как на данном сегменте рынка, так и в целом по всем рыкам потребительских товаров и услуг, эффективность каждого конкретного сообщения отдельной фирмы стремится к «0», что требует повышения эффективности, как самого рекламного сообщения, так и оптимизации набора каналов коммуникации с потребителем. Обоснование подхода к определению эффективности канала коммуникацииВ рамках выработанного мной подхода эффективность каждого конкретного канала коммуникации определяется на основе трех групп критериев оценки:
Пример выбора и оценки эффективности каналов коммуникации с потребителями строительно-монтажных услугРяд игроков данного рынка, активно и давно (более 10 лет) работающих на нем сталкиваются со снижением эффективности собственной рекламы. Как правило, игроки в данном случае делают ставку либо на содержание отдельного рекламного сообщения (БФК – ПВХ-окна, Евродвери – межкомнатные и входные двери), либо на объем рекламных сообщений (Новолит – ПВХ-окна, НЭТА – климатическое оборудование). Определение цели(-ей) деятельности компанииВ настоящее время основная масса игроков рынка строительно-монтажных услуг г. Новосибирска начало активную борьбу за потребителей среднего класса. Т. е. потребителей имеющих стабильный доход то 4 500 руб. до 15 000 руб. на человека. Как цель для конкретной компании борьба за потребителя среднего класса может быть сформирована таким образом: Увеличение объема продаж за счет смещения в средний ценовой сегмент рынка Определение задач, решаемых в процессе коммуникацииДля достижения поставленной цели в процессе коммуникации необходимо решить ряд задач: 1) Донести до потенциального потребителя сообщение об услуге компании; Требует поиска адекватных каналов распространения информации. Канал должен быть массово доступным для данной группы и специализированным одновременно, а также потребитель этой группы должен ему доверять. Например: журнал-газета «Ремонт». 2) Убедить потенциального потребителя в приемлемости для него условий сотрудничества с компанией; Обосновать оптимальность соотношения цены и качества на услугу, продемонстрировать снижение цен относительно предыдущих периодов на работы за счет улучшения их технологии, предложить схемы рассрочки платежей за услуги и возможность кредитования. 3) Доказать, что именно ваша компания наилучшим образом удовлетворит потребность потребителя; Решается путем изучения преобладающих потребностей у потребителя и отстройкой от конкурентов на рынке. 4) Получить обратную связь от потребителя о доступности и качестве сообщения Организовать мониторинг, в первую очередь, реальных потребителей услуги компании, а затем и потенциальных. 5) При необходимости внести коррективы в содержание сообщение и изменить каналы коммуникации Стоимость достижения целевой аудиторииКак правило, любая компания имеет ограниченное число каналов коммуникации со своим потребителем, в силу ограниченности средств на продвижение своей услуги потребителю. Поэтому рассчитать стоимость достижения достаточно просто:
Sдост = P/Nк + M/ni + Rn , D где Sдост - стоимость одного сообщения достигшего целевой аудитории и подвигшего к покупке, с учетом стоимости обратной связи с потребителем; P – постоянные затраты на продвижение, как-то: заработная плата сотрудников подразделений маркетинга, рекламы, продаж и сумма постоянных расходов на содержание офисных помещений и текущих затрат на деятельность данных подразделений, расходы на представительскую продукцию (предметы с фирменной символикой, раздаточные материалы, буклеты, календари, фирменные стиль), затраты на изготовление и поддержание работы сайта; Nк – количество каналов коммуникации, используемых компанией; M – стоимость разработки и изготовления содержания сообщения (рекламный макет или статья, аудио- или видеоролик); ni – количество каналов, по которым распространяется сообщение; Rn – стоимость распространения по каналу коммуникации (стоимость размещения) D – документально зафиксированное количество сообщений достигших целевой аудитории, после чего потенциальный клиент обратился в компанию.
На основе данного подхода была разработана модель оптимизации медиапланирования, корректная для товаров с частотой приобретения не чаще одного раза в 7–10 лет.
Константин Дзядуков, |
2008-2023 © Исследовательская компания PreVIEW, +7 (383) 211-96-35, Новосибирск, ул. Ядринцевская 54
SEO продвижение сайтов разработка сайта Новосибирск – Студия ЯЛ |