Через 25 лет Сибирь вернется к уровню 1989 года

22 мая в Новосибирске обсуждалась стратегия развития Сибири. Cовместное заседание президиума Российской академии наук и президиума Сибирского отделения РАН, инициированное президентским полпредом Леонидом Драчевским, изначально задумывалось как конструктивный диалог представителей регионов с федеральным центром в лице главы Минэкономразвития Германа Грефа. Но автор либеральной программы развития России в столицу Сибири не приехал, поэтому сибирскую стратегию обсудили без него. Теперь до 11 июля она должна лечь на рабочий стол Владимира Путина.
 
Концепция, а затем и стратегия развития Сибири разрабатывались по поручению главы государства, посетившего Новосибирск 17 ноября прошлого года. Тогда же президент назвал проблемы развития Сибири «ключевыми, неотложными и стратегическими».

На состоявшемся в среду расширенном заседании президиумов РАН и СО РАН ждали выступления Германа Грефа. Ждали, впрочем, без особой надежды: игнорирование подобных мероприятий со стороны правительства давно вошло в привычку, кроме того, господин Греф известен своим скептическим отношением к региональным программам. В последний момент стало известно, что министра не будет.

Впрочем, отсутствие главы Минэкономразвития не помешало поговорить о наболевшем. В первую очередь о том, что уровень социально-экономического развития сибирских регионов не соответствует их материально-сырьевому и интеллектуальному потенциалу. По словам академика Александра Гранберга, из всех сибирских территорий уровнем жизни населения выше среднероссийского могут похвастаться только Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также Красноярский край, Тюменская, Иркутская и Томская области. При этом Республика Тыва и Агинский Бурятский автономный округ занимают в списке российских регионов 84 и 85 места. И даже согласно оптимистическому прогнозу развития Сибирь лишь к 2022-2025 годам может достичь экономических показателей 1989 года.

В то же время из выступлений следовало, что вкладывать инвестиции в Сибирь более эффективно, чем в другие регионы России. В целом предложенная стратегия развития Сибири базируется на трех основных факторах: топливно-энергетическом комплексе, научно-техническом потенциале и выгодном географическом положении. И, по мнению новосибирского губернатора Виктора Толоконского, сейчас важнее всего определить, в какие именно отрасли нужно вкладывать инвестиции, чтобы получить наиболее эффективную отдачу.

Леонид Драчевский предпочел язык деловых кругов: «Стратегия должна оговаривать рамки и условия, в которых будет развиваться сибирский бизнес». Чем, по мнению полпреда, будет отличаться от нынешней федеральной целевой программы «Сибирь», которая оказалась практически невыполненной из-за того, что представляла собой «программу региональных компромиссов».

«Сибирский бизнес», как следовало со слов господина Драчевского, должен подразумевать глубокое экономическое интегрирование: процветающие отрасли (алюминиевая, нефтегазовая, угольная и ряд других) будут «вытягивать» остальные, находящиеся в стагнации.

Председатель СО РАН Николай Добрецов, выступавший основным докладчиком, назвал основные направления реализации стратегии. Помимо развития ТЭКа она предусматривает создание национальных софтовых центров, крупных технопарковых зон (в Новосибирске, Томске, Красноярске, Иркутске), а также реализацию ряда транспортных проектов. В том числе модернизацию Транссиба, достройку БАМа с выходом на Северный морской путь, развитие речных транспортных артерий (в частности, Енисейской) и мультимодальных транспортных узлов (в первую очередь, Новосибирского). Предполагается развивать также транспортные магистрали, ведущие в Китай и Корею.

Стратегия подразумевает усиление мер государственного регулирования в сфере тарифной, ценовой, таможенной и налоговой политики. Так, например, цифры говорят о том, что в Сибирском федеральном округе производится около 13% российского ВВП, и в тоже время на долю сибирских регионов приходится только 8% собираемых в федеральный бюджет налогов: их большую часть работающие в Сибири предприятия платят, выражаясь словами Леонида Драчевского, в «других местах России».

Однако именно этот блок предложений вызывает возражения Минэкономразвития, настаивающем на едином экономическом пространстве, не предусматривающем госпротекционизма по региональному принципу. Но поскольку аргументы Германа Грефа не прозвучали, на совещании явно возобладал государственный подход. «Только силами ученых мы программу не сделаем, - отметил Виктор Толоконский. - Нужно поддержать их административным ресурсом». А Леонид Драчевский сделал в связи с этим немаловажное заявление о предполагаемой реорганизации правительства. По мнению полпреда, «центры принятия оперативных решений нужно смещать вглубь страны». В перерыве заседания господин Драчевский объяснил журналистам, что речь идет о создании окружных управлений ряда федеральных министерств и ведомств по примеру уже созданных управлений Генпрокуратуры и МВД. По мнению полпреда, cледующим может стать Мингосимущества.

По поручению президента России подготовка стратегии развития Сибири должна быть завершена до 11 июля. Времени для того, чтобы центр и регионы могли прийти к компромиссу, остается не так много. А пока государство не разобралось, например, с естественными монополиями, вряд ли можно рассчитывать на то, что Сибирь окажется зоной «экономического благоприятствования».

Примечательно, что доклад Николая Добрецова содержал всего три цитаты: Михаила Ломоносова, Александра Столыпина и Владимира Владимировича Путина. Появится ли необходимость в четвертой, станет ясно, по всей видимости, не ранее 2025 года.

Юрий ПРОКОПЬЕВ